Обзор китайских электромобилей 2023 года: анализ рынка, новинки и тенденции

Обзор китайских электромобилей 2023 года: анализ рынка, новинки и тенденции

Рост экспорта автомобилей из Китая во многом связан с разработкой машин, оснащенных электромотором. При этом в китайских моделях практически не встречаются революционные решения, популярность определяется грамотной ценовой политикой. Предприятия по выпуску автомобилей и компонентов активно развиваются за счет частных и государственных инвестиций.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Продажи

По итогам 2023 г. на мировом рынке электромобилей лидером осталась Tesla. Но китайская компания BYD практически смогла потеснить с вершины пьедестала американцев, показав лучшие итоги продаж в III квартале. Tesla выиграла, реализовав за год около 1,8 млн машин, опередив на 200 тыс. автомобилей соперника. В 2024 г. у BYD есть все шансы опередить Tesla по объемам продаж, хотя по другим показателям догнать американцев будет сложно. Например, капитализация Tesla в 10 раз превышает BYD. Тут многое будет зависеть от покупателя и маркетинговой политики компаний – в этом сегменте намечается отставание Tesla.
2023 г. оказался удачным и для других китайских брендов:
  • совместное предприятие SAIC-GM-Wuling отгрузило заказчикам более 1,4 млн машин с классической и электрической силовыми установками;
  • компания Geely увеличила объем производства на 48% и выпустила свыше 274 тыс. машин с электрическим приводом и двигателями, рассчитанными на работу на газе;
  • производитель Zeekr отгрузил заказчикам 118,685 тыс. автомобилей премиального класса с электрической силовой установкой, улучшив показатели продаж на 65% по сравнению с 2022 г.;
  • компания Li Auto выпустила свыше 50 тыс. кроссоверов с гибридной силовой установкой;
  • совместное предприятие SAIC-VW собрало свыше 110 тыс. автомобилей семейства ID. – за счет увеличения объемов производства удалось снизить конечную цену на 20%.
Таким образом, наращивание масштабов производства позволяет снижать себестоимость электромобилей, делая их конкурентоспособными по сравнению с машинами, оснащенными ДВС. Определенные сложности сохраняются с созданием развитой сети зарядных станций, но в крупных городах Китая и на территории Европы проблем с подзарядкой нет.

Батареи

Основной проблемой электромобилей является длительный процесс зарядки батареи. Существуют станции для ускоренного восполнения мощности, но они встречаются сравнительно редко. Для китайских автомобилей заявляются неплохие цифры пробега без подзарядки, хотя они достигаются за счет использования специальной методики замера и оптимизации баланса энергопотребления в ущерб ряду систем. Например, при проведении тестов в ADAC было отмечено, что эффективность отопителя салона в китайских машинах недостаточна. Кроме того, все автомобили с электромотором имеют общий недостаток – при снижении температуры воздуха до -10⁰ и ниже запас хода сокращается на 30-40%.

Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL
В середине 2023 г. китайский производитель CATL представил батарею на литий-железо-фосфатной основе. Технология позволяет снизить затраты на производство, выделяет мало тепла при разряде. Большим преимуществом аккумулятора является способность зарядки за короткое время при использовании мощной станции. Подобные батареи предполагается использовать с 2024 г. на машинах бренда AVATR, принадлежащего CATL и Changan с участием Huawei. Производитель заверяет, что аккумулятор может использоваться на автомобиле любой модели без переделок.

Оснащение

Для китайских электромобилей традиционен богатый набор электронных ассистентов. Помимо камер кругового обзора предлагаются системы, распознающие препятствия, способные считывать дорожную разметку и знаки. Также предлагается установка радаров, способных определять препятствия на расстоянии до 200-250 м в условиях недостаточной видимости. Электроника не несет никаких революционных решений, зато большинство систем входит в базовое оснащение. 
Данный факт, с учетом несколько меньшей стоимости китайских электромобилей по сравнению с конкурентами, обеспечивает продукции из Китая успех на экспортных рынках.

Новые модели

В 2023 г. на рынок вышло несколько десятков новых моделей электромобилей от китайских брендов. Россия, после ухода большинства европейских брендов в 2022 г., стала основным рынком для экспорта автомобилей из Китая с двигателями внутреннего сгорания. Электрические модели также поступают в РФ, но в силу слаборазвитой сети зарядных станций и жестких условий эксплуатации востребованы в меньшей степени. 
Производители из Китая предлагают в РФ новые электромобили, которые постепенно становятся популярными в крупных городах. Например, в 2023 г. в России было реализовано свыше 14 тыс. электрических автомобилей, что почти в 5 раз выше показателя за предыдущий год. В Европе дела у китайских производителей обстоят намного лучше – по итогам 2023 г. удалось захватить около 9% рынка «электричек». Параллельно нарастает сопротивление экспансии – появились публикации о рисках, связанных с возможностью дистанционного отключения электромобилей в случае обострения взаимоотношений между Евросоюзом и Китаем.

Exeed Exlantix 03

Одной из новинок 2023 г. стал полноразмерный седан Exeed Exlantix 03, построенный на модульной платформе E0X. Автомобиль предлагается на территории Китая, но ожидаются поставки на экспорт. Возможен выбор аккумуляторных батарей по емкости, варьирующейся в пределах от 60 до 100 кВт*ч. Запас хода по данным производителя от 500 до 700 км – цифры сильно зависят от реальных условий эксплуатации. Оформление салона стандартно для «электричек» - практически полное отсутствие кнопок, сенсорный дисплей по центру и цифровой щиток приборов. Для отделки использована достаточно качественная искусственная кожа, имеется регулируемая фоновая подсветка.

Voyah Passion

Седан оснащается электрической силовой установкой мощностью 510 сил и приводом на все колеса с электронным распределением крутящего момента. Седан способен ускориться до 100 км/ч за 3,8 секунды, запас хода по замерам производителя – около 480 км в смешанном цикле. Для отделки салона использована алькантара и искусственная кожа, предлагается несколько вариантов расцветки. Колесная база 3000 мм обеспечивает простор для пассажиров как на передних, так и на задних креслах. В стандартное оборудование входят стильные литые диски диаметром 20ʺ и интеллектуальная система управления жесткостью пневматической подвески, повышающая уровень комфорта и улучшающая геометрическую проходимость.

Voyah Dream EV

Минивэн оснащается двумя электродвигателями для привода колес на передней и задней оси. Пиковая суммарная мощность составляет 435 сил, а крутящий момент доходит до 620 Н*м. Машина оснащена независимой подвеской всех колес, способна разогнаться до 200 км/ч. На борту имеется батарея емкостью 10,8.7 кВт*ч, поддерживающая режим быстрой зарядки – для восполнения емкости от 20% до 80% требуется около 1 часа. Запас хода в комбинированном цикле WLTP – 482 км. В стандартное оборудование входят раздельные кресла для водителя и пассажиров с отделкой микрофиброй, передние сидения имеют электрическую регулировку, подогрев и вентиляцию.

Hongqi E-HS9

Китайский производитель Hongqi, долгое время специализировавшийся на мелкосерийном выпуске машин представительского класса со старомодным дизайном, вывел на рынок сразу несколько новых моделей. Премиальный внедорожник E-HS9 оснащается двумя электрическими моторами и батареей емкостью 99 или 120 кВт*ч. Заявленный запас хода по циклу WLTP превышает 500 км вне зависимости от типа аккумулятора. Автомобиль предлагается в нескольких вариантах оснащения, но уже в базовой комплектации использованы матричные фары с интеллектуальным управлением пучком света, использованы электрические доводчики дверей и выдвижные ручки.

Заключение

Китайский автопром в 2023 г. предложил клиентам несколько десятков новых моделей. В производственной линейке начинают доминировать электромобили, но сохраняются машины с двигателями внутреннего сгорания и гибридной силовой установкой. Успех Китая на экспортных рынках определяется грамотной ценовой политикой, во многом достигнутой за счет щедрого субсидирования производителей со стороны государства. Но смогут ли китайские бренды закрепить и развить успех – покажут ближайшие 3-4 года.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?