В ряде российских городов сохранилось трамвайное движение. Водителю автомобиля нужно знать правила пересечения путей и разъезда с трамваями. Авария с трамваем практически всегда оборачивается сильными повреждениями автомобиля, нельзя исключать нанесение травм пассажирам из-за резкого торможения общественного транспорта.
Трамвайные пути являются частью проезжей части наряду с обочинами, тротуарами и прочими элементами. Этот момент прописан в ПДД, в которых отдельно указано, что пути для трамвая не являются запретной для движения других ТС зоной. Как правило, пути располагаются вдоль дорог для автомобилей, при маневрировании требуется пересекать пути и учитывать приоритеты.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Светофор для трамвая
Для регулирования движения трамваев используется светофор с 4 окнами белого цвета и Т-образной компоновкой. Индикация светофора не распространяются на автомобили, но понимать их желательно. Нижняя лампа разрешает движение трамвая, боковые ответвления при включении позволяют трамваю повороты. Центральная секция указывает на возможность движения трамвая вперед, а полное отсутствие сигналов запрещает трамваю трогаться с места.
Поворот
Если требуется повернуть налево, то нужно учитывать конструкцию путей. При расположении рельсов на одном уровне с покрытием и нанесении асфальта между рельсами пути нужно использовать как зону для маневра. Следует заранее перестроиться на линию движения трамвая, а затем выполнить поворот с учетом знаков или требований светофора и ПДД. Пути также нужно использовать для подготовки и выполнения маневра разворота, если таковой не запрещен знаками или разметкой.
Если планируется разворот или съезд налево на прилегающую территорию вне перекрестка, то занимать пути не требуется. Перед началом маневра нужно убедиться в отсутствии трамвая попутного направления, а затем пропустить встречный поток (автомобили и трамвай).
Если поворот налево предполагается выполнить на регулируемом пересечении дорог, то учитывают сигналы светофора. При одновременно активном зеленом сигнале трамвай имеет преимущество – автомобили уступают, а лишь затем выезжают на пути для маневра. Возможны и другие ситуации – пути могут пересекать проезжую часть за линией установки светофора и уходить вправо, в этом случае автомобили должны уступить дорогу общественному транспорту.
Если на дороге установлены светофоры с дополнительными секциями, то нужно следовать их указаниям.
Пример – для трамвая включена разрешающая дополнительная секция, в этом случае он должен пропустить автомобили ТС, которые проезжают под разрешающий основной сигнал с прочих направлений. Правило для трамвая идентично требованиям к разъезду автомобилей по сигналам светофоров с дополнительными секциями.
Таким образом, при равнозначной ситуации приоритет имеет трамвай, но при движении по сигналу основной разрешающей секции светофора трамвай теряет преимущество и должен уступить.
Перекресток без светофора
Пересечения дорог без установки светофора разделяются на две категории – перекрестки равнозначных и неравнозначных проезжих частей. Если рассматривать неравнозначные дороги, то трамвай не имеет преимущества при движении по вторичной дороге – он должен уступить машинам на главной линии. Если ТС и трамвай находятся на одной дороге, то общественный транспорт обладает преимуществом. При разъезде на перекрестке одинаковых по статусу дорог трамвай всегда обладает преимуществом – автомобиль уступает вне зависимости от направления перемещения трамвая.
Прочие ситуации
Зачастую трамвайные пути проходят через автомобильные дороги вне зоны перекрестков. В этом случае ТС должны уступать дорогу общественному транспорту. Ситуация не касается карманов для проезда в депо – в этих зонах трамвай должен пропустить автомобили.
Возможность движения по путям
Автомобили имеют право двигаться только по попутным путям, не создавая помех трамваям. В ПДД есть дополнительные требования – пути должны располагаться слева от проезжей части и находиться на одной высоте с дорогой. Выезд допускается только при полностью занятых автомобильных полосах либо для объезда некоего препятствия (столкнувшихся или неисправных машин и т.д.). Категорически запрещается создавать помехи общественному транспорту – останавливаться на путях или ехать перед трамваем с заведомо низкой скоростью. Также нельзя останавливаться в непосредственной близости от путей, создавая помехи проезду трамваев или посадке-высадке пассажиров.
Штрафы
Грубым нарушением является выезд на пути встречного направления. Штраф в такой ситуации составит 5000 руб. или лишение прав на срок до полугода. Остановка или стоянка на путях или рядом с ними (помеха движению трамваев) обойдется в сумму 1500-3000 руб. в зависимости от нарушения и города.
Заключение
В большинстве ситуаций трамвай имеет преимущество перед автомобилем, исключением являются перекрестки неравнозначных дорог при движении на автомобиле по главному направлению. Штрафы за нарушение правил движения по путям варьируются в пределах от 1500 до 5000 руб., за ряд проступков можно расстаться с водительским удостоверением на 4-6 месяцев.