В изменившихся экономических условиях отечественный автомобильный рынок переживает непростые времена и успешно использует возникающие перспективы. Одной из возможностей становится поставка иномарок по новой «серой» схеме. Она называется параллельный импорт. Узнаем про новые поставляемые машины, и что можно купить до 2 млн. рублей сегодня.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
А это законно?
Да. Правительство России утвердило разрешенный к ввозу список иномарок из числа брендов, покинувших нашу страну. В перечне – самые популярные и востребованные российскими потребителями марки среднего ценового сегмента, а также машины класса люкс американских, европейских и азиатских производителей:
- Европейцы: Volkswagen, Renault, BMW, Mercedes-Benz, Skoda;
Уточним, что в перечень включены те марки, которые разрешается ввозить в Россию через третьи страны без ведома производителя. Изначально разделение шло по принципу: остается бренд в России или закрывает производство, а не по маркетинговым показателям конкретного автомобиля или модели.
Что осталось?
Кроме местных производителей АвтоВаз и УАЗ, в режиме промышленной сборки работает только завод HAVAL в Тульской области. Топ-менеджмент других автопромышленных производств вынужден был искать варианты выживания в новых условиях. И это отчасти удалось:
- в Приморском крае собираются наладить выпуск новых марок на оставленном производстве Mazda;
- калининградский «Автотор» пока на паузе, но уже в середине 2023 года планирует возобновить работу;
- производственные линии на АЗЛК переориентируются на выпуск китайских кроссоверов JAC.
Пока темпы «перевоплощений» оставляют желать лучшего, параллельный импорт остается серьёзным инструментом насыщения российского рынка.
Плюсы и минусы серого импорта
У каждой медали, как минимум, две стороны. И параллельный импорт, как ни парадоксально, привел в движение многие ранее бездействовавшие механизмы.
Плюсы
Увеличение ассортимента ввозимых автомобилей. В России стали появляться модели, ранее презентованные только заграницей:
- Chevrolet Tracker – переднеприводный компактный кроссовер, успешно конкурирующий с популярной у россиян Хендэй Крета. Провозится авто наземным путем по близкому маршруту через казахстанско-российскую границу. Доступен в комплектации с 6-ступенчатой коробкой-автомат и экономичным двигателем в 125 л. с. Цена выгодно отличается от корейского конкурента и начинается от 1,8 млн. руб.
Крупные дилерские центры адаптируются к реалиям и завозят в нашу страну большие партии авто, организуя полный цикл: работу по растаможиванию и сертификации. Рядовой покупатель даже не чувствует отличий, покупая сегодня у дилера авто, привезенное по серой схеме.
Минусы
Главным из них считается возросшая цена и недоступность официальных поставок. Среди других недостатков можно выделить:
- Нет возможности содержать и наполнять склады с запчастями.
- Почти отсутствует функция предварительного заказа конкретного экземпляра и тестирования при покупке.
- Уменьшенные сроки гарантии. Пока не проработан вопрос, на кого возлагается ответственность при функциональной поломке, продавцы предлагают комбинацию «гарантия – страховка», когда ремонт автомобиля проводит дилер, а оплачивает страховая. Закономерная реакция страховщиков – повышение стоимости полиса.
Китай как альтернатива
Все стремительнее завоевывая российский рынок, китайский автопром предлагает, как уже полюбившиеся, так и неизвестные модели. Цены не завышены и соответствуют качеству. В диапазоне до 2 млн. руб доступны авто без пробега с гарантией официального производителя в дилерских центрах.
Предложения из модельного ряда CHANGAN:
- CHANGAN CS35 PLUS NEW. В удобной городской комплектации Advance Тech этот кроссовер стоит от 1,8 млн. руб. В эту цену входит все необходимое для комфортного вождения: зимняя резина, сигнализация, КАСКО, дополнительное оборудование. Двигатель бензиновый, автомобиль оснащается роботизированной коробкой передач. Дилеры предлагают выгодные условия по трейд-ин.
Чем порадует отечественный производитель?
Для российского автопрома пришло время занять топовые позиции в списках продаж. Цены на Ладу также выросли, но теперь они составляют до 40 % местного рынка:
- Лада Гранта – до 700 тыс. руб;
- Лада Нива Тревел – до 1 млн. руб;
- седаны семейства Vesta – от 1,2 млн. руб;
- универсалы линейки Largus – от 1, 3 млн. руб.
Спорить о качестве местных автомобилей можно до бесконечности, но одно бесспорно: в текущих условиях их ремонтопригодность и доступность запчастей закономерно выдвигает машины на высокие позиции.
Промежуточные итоги и главные тенденции
Новая экономическая реальность принесла на автомобильный рынок России, как положительные, так и отрицательные тренды:
- Трудности с обслуживанием уже купленных автомобилей ушедших брендов. Цены на оригинальные запчасти выросли в разы, усложнилась логистика, что дополнительно повысило конечную стоимость запчастей для потребителя.
- Неадекватные цены на подержанные иномарки. Схемы серого импорта предполагают увеличенную закупочную стоимость, расходы на доставку, растаможку и покрытие рисков. Закономерный итог: увеличение стоимости «ходовых» народных иномарок на 1-1,5 млн рублей.
- Китайская экспансия. В сложившихся условиях новые китайские автомобили становятся преуспевающим конкурентом подержанным европейским и американским иномаркам.
Парадоксальная ситуация: сегодня цена на лидеров авторынка прошлого и позапрошлого годов, имеющих пробег до 80 тыс. км, почти сравнялась или даже превысила их стоимость при покупке.
За 2022 год, по официальным данным, стоимость автомобилей в России выросла больше чем на 20%:
- на иномарки – до 40%;
- на местные авто – до 29,1%.
- Это крупнейший скачок цен за минувшее десятилетие.
Больше всего подорожали автомобили с пробегом. Продажи новых авто критически снизились весной-летом, но уже осенью динамика улучшилась.
Сегодня автоэксперты прогнозируют:
- дальнейший естественный рост цен в пределах инфляции;
- насыщение рынка подержанными автомобилями в сегменте 3-5 лет использования;
- местные автомобили – до 50% в любительском сегменте;
- продолжение параллельного импорта с принятием маркетинговых решений по нормализации цен.
Программы серого импорта не станут базовой возможностью приобретения автомобиля – они будут занимать до 20% массового сегмента, и со временем изживут себя.
Лидирующие позиции остаются за китайским автопромом, расширяющим стационарное производство в России, а также поток ввозимых авто из Поднебесной. Китайские производители будут привлекать интерес потребителей обновлением модельного ряда уже существующих брендов и представлением новинок. Не исключается и рестайлинг известных россиянам моделей HAVAL и SsangYong.
Российская автомобильная промышленность делает ставку на программы государственной помощи – так удастся снизить цены, не теряя качества и опций автомобиля.
Автомобильный 2023 год сохраняет тенденции конца 2022 года. Несмотря на кризис, сегодня в России возможно выбрать качественный автомобиль дешевле 2 млн. рублей.