Инновации в автомобилях из Китая - как китайские автопроизводители изменяют автоиндустрию

Инновации в автомобилях из Китая - как китайские автопроизводители изменяют автоиндустрию

Начиная с 2022 г. началось массовое замещение европейских и азиатских брендов на автомобильном рынке РФ китайской продукцией. В рекламных буклетах машины из Китая преподносятся как революционные разработки, которые вот-вот захватят мировой рынок, а все прочие производители окажутся банкротами. Но практически все инновации китайского автопрома являются заимствованными, что очень легко видно при сравнении с конкурентами. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Дизайн

Многие китайские производители делают акцент на инновациях в дизайне. Подобная оценка носит больше рекламный характер, а оформление кузова или салона рассчитано на жителей из стран Юго-Восточной Азии. В прочих регионах дизайн зачастую сравнивается с новогодней елкой, на которую навешано много блестящих элементов и светодиодных ламп. Не всегда на высоте и эргономика салона – толку от различных электрических настроек и массажа мало, если подушка откровенно коротка для людей даже среднего роста. Установить много лампочек и экранов в салоне – это не инновация, а превращение автомобиля из средства передвижения в устройство для развлечений

Беспилотные технологии

Попытки переложить часть функций или весь процесс управления на автоматику предпринимаются достаточно давно. Китай не смог пройти мимо модного тренда – производители предлагают различные решения в области беспилотных технологий. Управление автомобилем без участия водителя основано на использовании искусственного интеллекта, учитывающего данные от камер, радаров и системы спутниковой навигации. Все эти компоненты используются на автомобилях давно, к инновациям можно отнести некоторые алгоритмы работы искусственного интеллекта. Но оригинальные решения есть не только у китайских производителей.

Электрический привод

Электрические автомобили стали одним из ключевых направлений развития промышленности в Китае. Производители указывают в рекламе запас хода выше на 20-25%, чем у конкурентов из Европы. Однако в январе 2024 г. немецкий автомобильный клуб ADAC провел сравнительное испытание 15 моделей, помимо европейских и южнокорейских автомобилей были протестированы и китайские машины. Пробеги проводились при температуре окружающей среды +23⁰С и -7⁰С. В целом, электромобили из Китая оказались не хуже соперников, но были обнаружены нюансы.
Например, лучшие результаты по расходу электроэнергии показали модели BYD Atto 3 и Dacia Spring, но экономия достигается за счет комфорта – температура воздуха в салоне не превысила +16,6⁰С в режиме максимальной производительности. Все без исключения электромобили показали заметное повышение расхода электроэнергии при температуре воздуха -7⁰С. Таким образом, китайские автомобили показали себя на уровне конкурентов, но никаких впечатляющих результатов не достигли.
В 2021 г. появилась информация о инновационных тяговых графеновых аккумуляторах, якобы позволяющих довести запас хода на одной зарядке до 1000 км и способных восстановить емкость от 20 до 80% за 8 минут. Проведенные другими компаниями расчеты показали, что уложиться в заданные цифры невозможно с физической точки зрения. Как итог – GAC признал «инновацию» не соответствующей реалиям, сославшись на ошибки при переводе и указал, что планируется создание двух батарей разных типов, соответствующих рекламе. Но и спустя три года до серийного выпуска такой продукции дело не дошло.
За лозунгами об инновационных разработках тяговых батарей в Китае не фиксируется внимание на другом – страна является практически монопольным производителем аккумуляторов. В 2010-15 гг. компания CATL, созданная на основе выкупленной японской TDK, запустила серийный выпуск батарей NMC на основе никеля, кобальта и марганца. За счет грамотной политики субсидирования со стороны государства компании удалось взять под контроль весь процесс производства – от разработки полезных ископаемых до утилизации старых аккумуляторов. Подобный подход можно назвать инновационным, поскольку удалось гармонично совместить интересы частных акционеров и государства.
Однако захват большой доли рынка CATL стал причиной стремления производителей уйти от зависимости перед поставщиком. Как результат – многие бренды стали диверсифицировать поставки или создавать совместные производства. Но и CATL не остановилась на месте – ведутся работы по созданию батарей на основе натрия, который является очень распространенным элементом на Земле, что позволит снизить зависимость от добычи и поставок лития. Использование таких батарей на автомобилях ограничено малым ресурсом, хотя компания CATL ищет решение данной проблемы. 

Гибридные технологии

В рекламных публикациях часто встречается информация о прорывных достижениях китайского автопрома в создании гибридных силовых установок. Реалии оказались несколько иными – двигатели ничем не превосходят аналогичные решения от конкурентов, а иногда и уступают. Например, на Geely Atlas Pro устанавливается 177-сильный бензиновый мотор со стартер-генератором. Машина имеет средний расход топлива 6,8 л и способна разогнаться до 100 км/ч за 9,9 секунды. 
Идентичный по габаритам VW Tiguan III поколения оснащается «мягкой» гибридной установкой на базе 150-сильного мотора, но расход топлива в смешанном цикле 6,2 л (что на 10% ниже, чем у китайской машины). При этом ускорение до 100 км/ч занимает 9,1 секунды. Выигрыш достигнут во многом за счет меньшей массы – при этом по пассивной безопасности VW Tiguan III поколения не уступает сопернику, что говорит о преимуществе немецкого концерна в сфере материаловедения и конструирования.

Классические ДВС

Практически все двигатели внутреннего сгорания на китайских автомобилях являются копиями моторов других брендов. В лучшем случае – конструкция является компиляцией решений от ряда других производителей. Слабым местом всех китайских ДВС является система управления. Как результат – двигатели расходуют больше топлива, хуже реагируют на изменение внешних условий. Что касается ресурса, то он во многом зависит от бренда и качества комплектующих. Не единичны случаи, когда моторы проходили сотни тысяч километров без нареканий. Есть и обратные ситуации с критическими поломками на первых тысячах, которые устранялись по гарантии.

Заключение

Китайская автомобильная промышленность активно использует методики агрессивной рекламы, в которой обилие цифр перемешано с общими фразами об инновациях и неповторимых решениях. По факту – производители из Китая смогли сделать шаг вперед и создать конкуренцию прочим брендам в ряде сегментов в развивающихся странах. Однако говорить о серьезном влиянии на мировой автомобильный рынок или внедрении прорывных технологий пока рано, хотя пренебрежительно смотреть на потенциал развития промышленности из Поднебесной не стоит.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?