Детская безопасность в автомобиле: что нужно знать

Детская безопасность в автомобиле: что нужно знать

Тематика повышения безопасности перевозки детей в легковых автомобилях стала актуальной около 20 лет назад. Требования к перевозке несовершеннолетних регламентируются пунктами ПДД и зависят от возраста ребенка. Для перевозки детей до 7 лет необходимо использовать специальные кресла, а старше – пристегивать штатными ремнями безопасности.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Законодательство

Действующие правила, введенные в 2017 г., предусматривают разделение детей-пассажиров на группы по возрасту. Согласно ПДД имеются две возрастные группы – до 7 лет и от 7 до 11 лет включительно. Перевозка детей допускается только в салоне автомобиля либо в кабине грузовика – правило ничем не отличается от требований к транспортировке взрослых пассажиров.
Для детей до 1 года необходима установка горизонтальной люльки, которая ставится на задний ряд сидений перпендикулярно линии движения и крепится на замках ISOFIX. ПДД допускают перевозку грудничков и на переднем кресле в положении лежа с расположением спины по линии движения.
Для посадки детей до 7 лет необходима установка специального кресла, которое крепится на замках ISOFIX. Габариты кресла должны соответствовать массе и росту несовершеннолетнего. Дети от 7 до 11 лет могут располагаться на штатных креслах автомобиля и пользоваться ремнями безопасности или дополнительными удерживающими приспособлениями для детей. Дети от 12 лет не нуждаются в дополнительных устройствах только при условии веса свыше 36 кг и роста от 150 см.

Подбор детского сиденья

Кресла или удерживающие конструкции для перевозки детей выпускаются в соответствии со стандартами ECE R44/04 и ECE R129 i-Size, разделяющими оборудование на группы в зависимости от антропометрических данных ребенка. Например, стандарт ECE R129 i-Size вводит три группы изделий в зависимости от роста, а стандарт ECE R44/04 – пять категорий с градацией по массе. До 2020 г. в РФ действовал стандарт ГОСТ, но затем его отменили.
Производители чаще выпускают кресла, соответствующие одной из категорий. Но есть удерживающие устройства с возможностью регулировки. Универсальность достигается путем изменения положения подголовника и использования съемных вставок. Такие кресла обходятся дешевле, но не отличаются удобством. Универсальность конструкции оборачивается сложностью настройки элементов под текущие массу и рост ребенка.
Сведения о размерности и допустимых способах установки наносятся на бирки. Например, на части удерживающих приспособлений имеются предупреждения о невозможности применения при активной фронтальной подушке безопасности. На этикетке указываются стандарты, которым соответствует продукция, а также сведения об испытательном центре, который выдал сертификат соответствия.

Категории автокресел

Кресла для детей по требованиям Правил ЕЭК ООН №44 условно делятся на группы:
  1. 0, рассчитанные на новорожденных и детей до 6 месяцев при массе тела до 10 кг. Люльки удерживаются на месте ремнями безопасности, ставятся перпендикулярно движению. Такая схема установки обеспечивает лучшую защиту шеи при аварии. Люльки имеют ровную и практически горизонтальную поверхность для ребенка, который располагается лежа.
  2. 0+, подходящие для детей от рождения до 12 месяцев, допустимый вес ребенка – до 13 кг. Конструкция обеспечивает полулежащее положение, внутри имеется регулировочная вставка для новорожденных. Обычно оснащаются рукояткой для переноски и ремнями для удержания ребенка. Крепятся на замки ISOFIX или ремнями безопасности.
  3. I, рассчитанные на детей весом от 9 до 18 кг, что соответствует возрасту до 4 лет. Ребенок располагается сидя, кресло ставится по ходу движения и оснащается собственными ремнями. Наличие регулируемой спинки повышает уровень комфорта.
  4. II, применяемые для перевозки детей от 3 до 7 лет. Кресла рассчитаны на нагрузку до 25 кг, оснащаются регулируемым по высоте подголовником. Некоторые производители ставят элементы для защиты плеч ребенка. Кресло ставится по ходу движения машины, крепится на замках или ремнями.
  5. III, рассчитанные на детей до 11 лет включительно. Не оснащаются спинкой, ребенок удерживается штатными ремнями безопасности, проходящим по плечу, но не по шее.

Способы установки

На автомобилях выпуска после 2000 г. на заднем ряду кресел имеются фиксаторы ISOFIX для монтажа детского удерживающего приспособления. Крепления отсутствуют на единичных моделях, выведенных на рынок до создания и массового внедрения замков. ПДД допускают установку кресла рядом с водителем с креплением ремнем безопасности соответствующей длины при условии принудительного отключения надувной подушки. В случае ДТП сработавшая подушка не защитит ребенка, а только нанесет ему травмы.

Место установки

Удерживающие приспособления для детей располагают:
  1. Рядом с водителем, наиболее опасная зона. В случае возникновения аварийной ситуации водитель инстинктивно пытается уйти от удара, подставляя правую сторону. Не редки случаи столкновения со стоящими транспортными сторонами правой стороной из-за ошибок при управлении.
  2. Позади водителя на втором ряду сидений. Зона достаточно безопасная даже при лобовом ударе. Место сзади кресла переднего пассажира менее безопасно по описанной в пункте 1 причине.
  3. По центру заднего сиденья, положение неудобно для посадки и высадки ребенка. Но при боковых ударах риск получения травм минимален. 
Водитель может начать движение только при полной уверенности, что ребенок надежно зафиксирован в кресле. Установка предупредительного знака о наличии детей в машине правилами не регламентируется. Некоторые родители устанавливают знаки на заднее стекло, что не противоречит ПДД.

Наказание за отсутствие детского кресла

По российским ПДД перевозка детей без использования удерживающего приспособления влечет наложение штрафа на водителя в размере 3000 руб. Если нарушение допускает должностное лицо, то сумма возрастает до 25 тыс. руб., а юридическое лицо расстанется со 100 тыс. руб. При оплате штрафа на протяжении 20 дней с момента нарушения предусмотрена скидка 50%. Следует учесть, что аналогичные по размерам штрафы предусмотрены за перевозку детей в креслах, не соответствующих росту и массе, неправильном креплении оборудования или размещении в одном удерживающем приспособлении двух малолетних пассажиров. Наиболее жесткие санкции касаются водителей такси – отсутствие кресла относят к оказанию услуг, не соответствующих нормам безопасности. Штраф варьируется в пределах от 100 до 500 тыс. руб. В случае аварии и травмирования ребенка, который ехал без удерживающего приспособления, водитель может лишиться свободы на срок от 2 до 10 лет.

Заключение

Выбор удерживающего приспособления для перевозки ребенка осуществляется с учетом возраста и веса. Применение детского кресла снижает риск получения ребенком травм при аварии или резком маневре либо снижении скорости. Требования к условиям перевозки детей в личной машине регламентируются ПДД – штраф за нарушение правил составляет 3000 руб. для физических лиц и от 25 тыс. руб. для должностных лиц.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?