Что главнее на проезжей части — знак или разметка?

Что главнее на проезжей части — знак или разметка?

Вопрос приоритета дорожных знаков однозначно прописан в действующих ПДД России. Ситуации, когда разметка и знаки противоречат друг другу, достаточно редки. Подобные сложности появляются в случае проведения ремонта дороги или иных объектов, для выполнения которого устанавливаются временные знаки или наносится временная разметка.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Разновидности

Дорожные знаки и разметку разделяют на:
  • постоянные либо стационарные (фон знаков и линии имеют белый цвет);
  • временные, отличающиеся желтым цветом для поля знака и оранжевым для разметки.

На фото показана классическая ситуация, возникающая при ремонте дорожного покрытия. На проезжей части ставятся стойки с предупреждением о ведении работ и сужении дороги, указывается лимит скорости и место объезда. Иногда на таких участках могут работать патрули ГИБДД, контролирующие скоростной режим. На скрине объезд предлагается осуществлять через прерывистую линию. Но если бы была сплошная полоса, то водитель мог бы ее пересечь для объезда. Никакого нарушения ПДД в этом случае нет – знак главнее разметки.

Возможные ситуации

При движении по дорогам водитель может столкнуться со следующими ситуациями:

  1. Одновременной установкой постоянного и временного знака, противоречащих друг другу. Классический пример – на стационарном указателе скорость ограничена на уровне 90 км/ч, а на временном – 30 км/ч. В этом случае приоритетными являются временные элементы, что четко указано в российских ПДД (приложение 1, раздел знаков дополнительной информации). С начала весны 2023 г. приоритетными считаются также знаки, смонтированные на временных переносных стендах или опорах.
  2. Нанесением оранжевой разметки параллельно или поверх стационарной белой. В этом случае приоритет имеет временная разметка (ситуация часто встречается при ремонте дороги, требующем сужения проезжей части).
  3. Несоответствием временных знаков постоянной разметке или наоборот. В случае противоречия требований знаков и разметки (либо плохой видимости линий) следует руководствоваться информацией, указанной на знаках. Например, если на дороге нанесена временная оранжевая линия, но есть постоянный знак, то он является приоритетным.

Временные знаки могут устанавливаться поверх стационарных либо на дополнительных столбах или стойках. Иногда ремонтные службы проявляют фантазию и крепят знаки гвоздями или шурупами к деревьям на обочине либо заборам. Единого стандарта на способ крепления временных элементов не существует.


На фото показан еще один пример дорожной ситуации, связанной с ремонтом полотна. Выставленные знаки на стойках указывают на проведение работ и лимит скорости. На дорожной машине закреплен стенд со знаком направления объезда, дополненным световой стрелкой. Подсветка повышает безопасность, водитель видит ее на большом расстоянии.

Распространенные противоречия

При движении по дорогам водитель может попасть в ситуации:
  1. Наличия знака, предписывающего объезд препятствия по встречной полосе при наличии двойной сплошной линии. В этом случае знак является приоритетным, пересечение разметки возможно только при отсутствии встречного транспорта. 
  2. Наличия прерывистой полосы и знака запрета обгона (возможна установка таблички с указанием расстояния, на которое распространяется действие знака). В этом случае обгон не допустим, но водитель может объезжать препятствия по встречной полосе, поворачивать налево или осуществлять разворот.
  3. Наличия одинарной сплошной линии и знака, обозначающего окончание участка с запрещенным обгоном. В этом случае возникает недопонимание ПДД, а не противоречие. Знак только указывает на окончание зона запрета обгона, пересекать сплошную линию запрещено.
Выше показана еще одна ситуация – полосы перекрыты из-за ремонта. Объезд организован через разрыв разделительного барьера по встречной полосе. Одновременно с другой стороны зоны ремонта ставятся знаки, ограничивающие количество полосу для встречного потока. Для разделения автомобилей, едущих в противоположных направлениях, ставят временные барьеры.

Разметку смыло или замело снегом

Если линии (неважно – постоянные или временные) смыты дождями либо стерты шинами автомобилей, то следует следовать требованиям знаков. Зимой на заметенной снегом дороге также невозможно различить разметку, поэтому необходимо контролировать знаки. Также следует подключать логику и не осуществлять обгон в заведомо запретных зонах (например, на мостах).
На фото показана стандартная дорога во время или сразу после снегопада. Линии разметки на дороге неразличимы либо видны кусками. В этом случае необходимо руководствоваться знаками, но при сильных снегопадах и они становятся нечитаемыми. В этом случае следует опираться на опыт и не совершать маневры, которые по логике являются нарушением ПДД. Например, разворот на мосту всегда запрещен, а на многополосной трассе разрешен только на развязках.

Требования к оформлению и состоянию знаков и разметки

Дорожные знаки и линии должны:
  • беспрепятственно читаться водителями;
  • иметь четкий рисунок (не допускается отслоение или выгорание рисунка на знаках или полное затирание линий на проезжей части);
  • иметь хорошую видимость (например, в городах знаки часто оказываются в ветвях зелени, что усложняет ориентацию водителей на дороге).
Если водитель не видел знак из-за листвы или иных препятствий и допустил нарушение, то сотрудник ГИБДД не вправе выписать штраф. Но пропущенный знак может стать причиной ДТП, поиск виновного в котором иногда затягивается на месяцы. 
Хороший пример знаков, которые практически невозможно понять из-за слоя грязи и реагентов. За состояние знаков отвечает местная дорожная служба, которую контролирует ГИБДД. При обнаружении поврежденных или грязных знаков можно направить жалобу в обе инстанции, но ГИБДД реагирует быстрее – у них есть право наложения штрафов на дорожные службы.

Штрафы

Наказание за нарушение требований временных и постоянных знаков одинаково. Сумма штрафа зависит от типа знака и варьируется в пределах от 500 до 5000 руб. Наибольшую сумму придется заплатить при пересечении сплошной разметки (на линию даже не допускается наезжать колесами). В ряде случав за это нарушение водителя лишают прав на срок до полугода.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?