Автомобили с высоким клиренсом: кому они подойдут?

Автомобили с высоким клиренсом: кому они подойдут?

Еще 25-30 лет назад машины с большим дорожным просветом прочно ассоциировались со спецтехникой или утилитарными внедорожниками. Впоследствии на рынок массово вышли кроссоверы, сочетающие высокий уровень комфорта с неплохой проходимостью. Однако наличие увеличенного клиренса требуется не каждому потенциальному покупателю, некоторые водители без проблем эксплуатируют спортивные машины с дорожным просветом 110-130 мм, стараясь не выезжать на дороги с плохим покрытием.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Как показывает практика, минимальный клиренс для городской эксплуатации должен быть не менее 160 мм. Большинство легковых автомобилей, адаптированных для России, имеют просвет свыше минимального порога. Машина сможет беспрепятственно переезжать через невысокие препятствия – дорожных полицейских или неровности на асфальте. От клиренса зависит расстояние от кромки переднего бампера до дороги – если просвет меньше 160 мм, то риск повреждения пластика или краски на бампере при парковке около бордюра неизбежен. Кроме того, бордюрные камни часто имеют высоту больше регламентированных ГОСТ 150-160 мм, именно от этой цифры и выбирается минимальный дорожный просвет. Кроссоверы имеют клиренс от 185 мм и выше, а передний бампер может иметь скошенную вверх переднюю кромку, улучшающую проходимость.
Геометрическая проходимость автомобиля зависит не только от значения дорожного просвета, но и от длины колесной базы и свесов. Если автомобиль имеет колесную базу более 2,7-2,8 м, то при движении по неровной дороге есть риск контакта порогами о покрытие вне зависимости от клиренса. Кроме того, увеличенные свесы спереди и сзади ухудшают проходимость при заезде на склон или съезде с горки на ровную поверхность. Длинные вылеты приведут к контакту бампера о землю, а в ряде случаев – возможен удар о дорогу низом багажника или защитой силового агрегата. 
По этой причине внедорожники стараются делать с минимально короткой базой и уменьшают свесы – зачастую в ущерб вместимости багажного отсека и расстоянию для ног пассажиров на заднем ряду сидений. Например, кроссоверы Daihatsu Terios обладают отменной проходимостью, но тесный салон не подойдет для поездок большой компанией или семьей. Если планируются выезды с водителем и пассажиром – то на вместительность салона можно закрыть глаза, а дефицит места в багажнике компенсируется сложенным задним рядом сидений. Кроссоверы среднего класса вмещают до 5 человек, а ряд моделей оснащен дополнительными креслами еще для 2 человек в багажном отделении. Другое дело, что крупные кроссоверы имеют увеличенную колесную базу, не лучшим образом влияющую на геометрическую проходимость. 

Дорожный просвет и комфорт

В производственной линейке многих автомобильных концернов есть модели с увеличенным дорожным просветом – кроссоверы, а также специальные версии легковых машин. По мере наращивания дорожного просвета и естественного повышения центра тяжести ухудшается поведение автомобиля при резких маневрах или движении на высокой скорости. Некоторые производители нивелируют недостаток путем установки пневматической регулируемой подвески. При максимально поднятом кузове машина легко преодолевает бездорожье, а на трассе подвеску переводят в нижнее положение, обеспечивающее хорошую управляемость и минимизацию крена.
По уровню комфорта в салоне модели с увеличенным клиренсом не уступают стандартным моделям. Есть и исключения – утилитарные модели, изначально созданные для армейских нужд или выпускающиеся на протяжении нескольких десятилетий. Тот же российский Hunter, который является развитием УАЗ-469 родом из 60-х гг. прошлого века, не отличается высоким комфортом. Но есть и противоположные примеры – G-класс от Mercedes-Benz также ведет родословную от армейской модели 70-х гг., но имеет неплохой уровень комфорта для полноразмерного рамного внедорожника. Таким образом, при подборе машины с большим клиренсом ориентируются на планируемые условия эксплуатации.
При определении клиренса следует учесть нюанс – значение просвета может меняться в зависимости от точки замера. Например, установка нестандартной защиты силового агрегата может сократить клиренс на 20-25 мм. На ряде машин просвет ограничивают рычаги подвески или низко расположенный корпус глушителя. Также проблему создают пластиковые брызговики, кромка которых находится ниже линии порогов на 50-70 мм. Поэтому и на машине с достаточно большим дорожным просветом следует ездить с умом, в противном случае автомобиль потребует недешевого ремонта.

Город и трасса

В российских реалиях кроссовер подойдет и для повседневной городской эксплуатации. Машины имеют отличную маневренность, соответствующую стандартным легковым моделям. Но за счет большего просвета кроссовер легко заедет на бордюр или преодолеет снежный бруствер, который является нормой для российских городов зимой. Увеличение дорожного просвета и установка системы полного привода несколько увеличат расход топлива и цену кроссовера, но для любителей сэкономить производители предлагают модификации с приводом на передние колеса. Такой кроссовер будет хуже по проходимости, но неплохо подойдет для эксплуатации по дорогам с твердым покрытием.
Если планируются поездки на дальние расстояния, то у кроссовера есть недостаток – практически все модели не отличаются вместительным багажником. Отсек рассчитан на несколько сумок, для дополнительного багажа придется ставить кофр на крышу кузова, что приведет к увеличению расхода топлива на 1-2 л на 100 км. Большинство кроссоверов легко разгоняются до 160 км/ч и выше, что больше разрешенного в России порога. Но при движении по трассе не надо бояться ям, колеса с увеличенным профилем и усиленная подвеска справятся с неровностями без риска повреждения. Кроме того, водителю не требуется резко тормозить перед ямами, хотя скорость нужно выбирать с умом – какой бы прочной не была подвеска, у каждой детали есть предельно допустимые нагрузки.

Периодические выезды на природу

Если планируются регулярные выезды на природу, то оптимальным выбором станет кроссовер с полным приводом. Модели с передними ведущими колесами подойдут меньше из-за плохой проходимости по грязи и снегу. При движении по грунтовым дорогам или бездорожью на машине со стандартным клиренсом есть риск повреждения подвески или кузова, неглубокая колея станет непреодолимым препятствием – автомобиль легко сядет на днище или защиту силового агрегата. При неудачном маневре на легковой машине можно сорвать бампер, зацепившийся за кочку или пенек либо согнуть рычаги подвески.
Для поездок по проселочным дорогам или легкому бездорожью подойдут любые кроссоверы или легковые автомобили с увеличенным до 180-190 мм клиренсом и дополнительной защитой арок и порогов. Машины имеют вместительный салон, рассчитанные на 4-5 взрослых пассажиров. Если требуется регулярная перевозка багажа, то целесообразно рассмотреть автомобили с кузовом универсал. Например, компания Skoda предлагает универсал Octavia Scout, который может иметь привод на переднюю ось или на все колеса. 

Глубокое бездорожье

Если потенциальному покупателю требуется машина для регулярных поездок в условиях тяжелого бездорожья, то придется пожертвовать комфортом в салоне. Серийные модели, способные ехать по глубокой грязи, выпускаются всего несколькими производителями. В их числе российский УАЗ, но на рынке есть и продукция китайских изготовителей. Основная проблема – достаточно высокая цена автомобилей, далеко не каждый владелец готов на такую покупку. Кроме того, зачастую владелец хочет доработать машину, что может привести к снятию с гарантии.
Именно по этой причине востребованы подержанные внедорожники, которые дорабатывают своими силами или в условиях ателье. Например, модернизируют трансмиссию, усиливают подвеску, устанавливают колеса с увеличенными габаритами. В результате дорожный просвет таких машин превышает 300 мм, автомобили сохраняют возможность передвижения по дорогам общего пользования. Доработанные внедорожники популярны среди любителей активного отдыха, используются для доставки грузов в отдаленные населенные пункты, применяются геологическими партиями.

Затраты

При выборе автомобиля всегда нужно планировать бюджет. Кроссоверы с полным приводом и мощными двигателями объемом от 2 л обойдутся дороже легковых моделей класса B или C. Но также необходимо помнить и об увеличении транспортного налога, страховки. Обслуживание в ряде случаев также будет дороже. Некоторые модели имеют конструктивные недостатки – например, оппозитные двигатели Subaru не отличаются высокой надежностью. При выборе действует классическое правило – доход владельца должен соответствовать затратам на машину, в противном случае автомобиль за 1-2 года превратится в хлам.

Заключение

Автомобиль с увеличенным дорожным просветом подойдет практически любому, поскольку риск повреждения кузова или застревания в колее ниже, чем у машин со стандартным клиренсом. Именно по этой причине стал популярным класс кроссоверов, которые присутствуют в линейках практически любого производителя. Даже премиальные марки, ранее специализировавшиеся на разработке и производстве легковых моделей, стали предлагать кроссоверы. Классические примеры – Bentley и Lamborghini, выпускающие кроссоверы с высоким уровнем комфорта и отличными динамическими характеристиками.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?