ВАЗ-2103: один из самых редких и престижных Жигулей

ВАЗ-2103: один из самых редких и престижных Жигулей

Автомобиль ВАЗ-2103 создавался в рамках программы развития Волжского автозавода, предусматривавшей ежегодный вывод на рынок новой модели. Машина представляет собой улучшенный вариант «копейки» ВАЗ-2101 с другим двигателем и измененным оформлением салона и кузова. Автомобиль выпускался до 1984 г., в настоящее время ценятся экземпляры первых лет выпуска, имеющие ряд внешних отличий.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Рождение

В рамках подписанного договора с FIAT предусматривалось создание базовых седана и универсала, получивших в СССР обозначения ВАЗ-2101 и 2102 соответственно. Также был запланирован выпуск улучшенного седана, который должен был базироваться на основе модели FIAT-125. Заводу ВАЗ удалось добиться изменения планов – все автомобили из Тольятти были построены на единой платформе. Утопленные дверные ручки пришли на 2101 и 2102 именно от «люксовой» модели в рамках максимальной унификации.

На корректировку планов во много повлияла начавшаяся во второй половине 60-х гг. разработка «люксового» варианта FIAT-124S. В результате унификация ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 достигала 80%, но внешне модели были весьма разными, хотя и имели схожий силуэт из-за одинакового силового каркаса кузова. Одновременно ВАЗ-2103 и FIAT-124S имеют много общих дизайнерских решений, поскольку разработка отечественной модели велась в тесном партнерстве с итальянцами. 

Старт производства

Сборка ВАЗ-2103 началась в 1972 г., опытные образцы были изготовлены еще в конце 60-х гг. Первые 1000 экземпляров комплектовались салоном от «единички» и разошлись среди работников завода ВАЗ. Эти машины являются наиболее ценными, поскольку сохранились единичные экземпляры. Полноценные автомобили стали сходить с конвейера ближе к концу 1972 г., розничная цена машин составляла 7500 руб. – модель заняла нишу между базовой 2101 и ГАЗ-24, которая относилась к среднему классу.

Развитие

Вплоть до середины 1973 г. автомобили имели переднюю панель кузова без прорезей в нижней части, всего было выпущено около 24 тыс. таких машин. Из-за проблем с охлаждением радиатора с середины 1973 г. ввели панель с решеткой, получившей обиходное название «терка». Машины с первых двух лет выпуска встречаются на дорогах и вторичном рынке достаточно редко. Такая конструкция продержалась до середины 1975 г., после чего стала использоваться панель с двумя горизонтальными окнами, унифицированная с ВАЗ-2106. 

В последнем виде машина выпускалась до первых чисел января 1984 г., хотя объемы производства неуклонно снижались. Всего завод отгрузил заказчикам чуть больше 1,3 млн экземпляров ВАЗ-2103. Одновременно с седаном создавался и универсал, который должен был получить обозначение ВАЗ-2104. От производства такой машины отказались, хотя само обозначение было задействовано спустя 10 лет для универсала на базе седанов ВАЗ-2105/2107.

Особенности

Несмотря на большой процент унификации с 2101, на «люксовой» модели был ряд оригинальных и технологически сложных деталей. На машинах первых партий ставилась задняя оптика из Италии, освоенные в СССР рассеиватели имеют ряд отличий от итальянских. Фары головного света вплоть до 1976 г. поставлялись из ГДР, а затем производство освоили и в СССР. Автомобиль стал первой советской легковой машиной, получившей в качестве серийного оборудования тахометр.

Еще одной отличительной чертой ВАЗ-2103 стали радиальные шины ИЯ-170, отличавшиеся увеличенной шириной протектора от покрышек для стандартных моделей ВАЗ и выдерживавшие длительное движение с высокой скоростью. Новинкой для советских покупателей стал электрический омыватель ветрового стекла с управлением кнопкой, расположенной на полу кузова. В тормозной системе появился вакуумный усилитель, а задние барабанные механизмы оснастили автоматическим регулятором зазора.

Двигатели

Изначально на 2103 ставился только 1,5-литровый двигатель с 4-ступенчатой коробкой. В 1975 г. была выпущена мелкая партия машин с новейшим на тот момент двигателем от перспективной модели 2106, отличавшимся увеличенным до 1,6 л рабочим объемом. Также выпускались машины с двигателями объемом 1,3 и 1,2 л – последняя модель была ориентирована на экспорт, хотя часть автомобилей была реализована в СССР. Часть машин, реализованных в странах Западной Европы, переоснащалась дилерами – вместо механической коробки ставилась АКПП General Motors 3L30 с тремя передачами, менялся карбюратор и ряд других мелких деталей. 

Спорт

Спортивные достижения 2103 сложно назвать выдающимися, хотя автомобиль периодически добивался успеха. Первый неплохой результат был получен уже в 1974 г. на ралли «1000 Озер» на территории Финляндии – советский экипаж стал первым в классе автомобилей с двигателем объемом до 1600 см³. Через год ВАЗ-2103 снова одержал победу, но уже с другим экипажем. На международной арене лучшим результатом стало 6 место в 1976 г. на ралли «Акрополис», что на некоторое время хорошо повлияло на продажи автомобиля на греческом рынке.

Заключение

Появление ВАЗ-2103 на советском автомобильном рынке стало сенсацией. Машина отличалась неплохой по тем временам динамикой и была комфортнее стандартных моделей ВАЗ. По состоянию на 2024 г. автомобили периодически встречаются на дорогах общего пользования, но чаще являются предметами коллекционирования или машинами выходного дня.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?