Почему в России правостороннее движение

Почему в России правостороннее движение

Направление движения автомобильного транспорта по дорогам зависит от страны. В большинстве государств, в том числе и в России, принята правосторонняя схема. Левостороннее движение имеет более древние корни и сохранилось в Японии, Великобритании и ряде государств, являвшихся британскими доминионами.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Немного истории и теории

Существует несколько версий появления левостороннего движения. По одной из них, схема была принесена в Великобританию вместе с завоеванием Римской империей – в Риме легионеры носили меч на левом бедре, поэтому требовалось свободное пространство для удара правой рукой по идущим навстречу и внезапно проявившим враждебность людям. Ношение оружия на левом бедре также было продиктовано правилами вежливости, позволяя снизить риск столкновения оружие при движении по узкой дороге с последующим конфликтом, исход которого был непредсказуем для любого из участников.
Последняя теория лежит в основе объяснения левостороннего движения в Японии с ее узкими улицами. Согласно местным традициям, небольшой контакт ножнами катан был достаточным для начала поединка между самураями. Достоверно известно, что в 1603 г. в городе Эдо, на месте которого находится современный Токио, действовал указ о левостороннем направлении движения.
Существуют и другие версии распространенности левостороннего направления движения. По одной из теорий, военные передвигались всегда вдоль левой стороны дороги, а гражданские лица не имели такого права. Соответственно, при приближении отряда простые люди старались прижаться к правой обочине. По третьей версии, левостороннее движение стало нормой для Британских островов только в 1756 г., после принятия закона о направлении движения по Лондонскому мосту. Причина – стремление снизить риск нанесения травм пешеходам бичами, которые находились в правой руке кучеров конных экипажей. 
Последняя теория кажется наиболее жизнеспособной, поскольку в состав Римской Империи входило множество европейских стран, но левостороннее движение прочно прижилось только в Великобритании. Скорее всего, мощным стимулом стал суровый штраф за нарушение закона от 1756 г., составлявший фунт серебра. Есть и четвертое мнение – ряд исследователей полагает, что переход на правостороннее движение связан с отказом от ношения оружия. Есть и пятая версия – после революции во Франции было законодательно закреплено правостороннее движение, которое перешло на страны Европы, завоеванные Наполеоном. 
Согласно шестой версии, правостороннее движение зародилось благодаря людям, двигавшимся по дорогам с мешком на правом плече. Если путника сопровождало вьючное животное, то его было удобнее и надежнее удерживать за поводья правой рукой. При поездках на экипажах с форейтором – кучером, находящимся на левой лошади и работающим упряжью правой рукой – также было предпочтительнее правостороннее направление движения. 
Таком образом, на заре развития автомобильной промышленности, в Европе были страны как с левосторонним, так и с правосторонним направлением движения. В Италии ситуация была еще интереснее – направление движения устанавливалось городскими муниципалитетами. Ранние автомобили практически всегда имели место водителя ближе к тротуару, вне зависимости от направления движения. Первой массовой моделью с привычным левым расположением руля стал Ford Model T. По мере развития автомобильной промышленности многие страны перешли на правостороннюю схему – подобная процедура затронула США в 20-х гг. прошлого века, а Швеция отказалась от левостороннего движения только в 1967 г., являясь на тот момент последней страной в континентальной Европе, использующей такую схему.

Реалии России и СССР

Доскональным исследованием истории развития направления движения в России никто не занимался, поэтому придется ориентироваться только на отдельные факты. В начале XVIII века датский посол при дворе Петра Первого отмечал, что в России принято разъезжаться на дороге по правым сторонам. При этом отмечалось, что рядом с полосой для «простых» людей есть проезд для царских экипажей – своеобразная выделенная полоса для VIP-персон образца XVIII века. На законодательном уровне правостороннее движения в России было закреплено указом императрицы Елизаветы Петровны в 1752 г. Появление первых автомобилей никак не повлияло на направление движения.
После Октябрьской революции в 1917 г. и создания СССР в 1924 г. на всей территории страны действовало правостороннее движение, но запрета на эксплуатацию автомобилей с правым расположением руля не было. Такие машины начали ввозиться во все возрастающих количествах на Дальний Восток в 80-х гг. прошлого века. Затем автомобили из Японии стали распространяться по всей территории СССР без ограничений. После распада страны во всех бывших республиках сохранилось правостороннее движение. При этом ряд республик, ставших независимыми государствами, ввел ограничение на возможность эксплуатации автомобилей с правым рулем. Например, на территории Беларуси невозможно приобрести и поставить на учет автомобиль с правым рулем.
Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL
Даже в эпоху СССР существовали автомобили отечественных марок с правым расположением руля, предназначенные для эксплуатации внутри страны. Такие машины выпускались заводами МЗМА и ЗАЗ для почтовой службы. Правый руль позволял водителю быстро выходить на тротуар для сбора писем из ящиков или выгрузки корреспонденции. Такие автомобили выпускались мелкими партиями в 60-х гг. прошлого века, затем от их выпуска отказались с целью максимальной унификации деталей и снижения себестоимости производства.

Заключение

Правостороннее движение в России существует несколько столетий, будучи закрепленным на законодательном уровне. При этом разрешается эксплуатация автомобилей с любым расположением рулевого управления, что выгодно отличает РФ от ряда республик бывшего СССР.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?