Почему автомобили не делают из нержавеющей стали

Почему автомобили не делают из нержавеющей стали

Мечта любого автомобилиста – автомобиль, не подверженный коррозии. Не удивительно, что многие задаются вопросом, почему машины не изготавливают из нержавеющей стали. На самом деле, этому есть объективные причины, главными из которых являются:
  • Высокая стоимость материала.
  • Сложность обработки нержавеющей стали.
  • Маркетинговая политика автопроизводителей.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
О каждом из этих пунктов, сдерживающих внедрение нержавейки в сферу производства автомобилей, имеет смысл поговорить подробнее.

Высокая стоимость

На самом деле, попытки изготавливать кузова из нержавеющей стали предпринимались. Первая из них была предпринята в 1936 году компанией Ford, изготовившей шесть экспериментальных образцов машин, четыре из которых благополучно дожили до наших дней. Более массовой оказалась модель DeLorean DMC-12, которую можно увидеть во всех трёх частях фильма «Назад в будущее!». За годы выпуска (1981 – 1983) было выпущено около 9 тыс. экземпляров. Более 8 тыс. экземпляров сохранились до наших дней. Что ни говори, результаты впечатляют!
Есть мнение, что к краху компании DeLorean приложили руку конкуренты, увидевшие в успешном производителе опасность для своего благополучия. Однако не последнюю роль в провале амбициозного проекта сыграла высокая стоимость готовой продукции. Если сравнивать стоимость, то получится, что:
  • Холоднокатаная листовая сталь 08Х18Н10 стоит около 20 тыс. руб. за одну тонну.
  • Нержавеющая листовая сталь 08Х18Н10Т продаётся по цене 50 тыс. рублей за одну тонну.
Разница более чем в два раза! Примерно в такой же пропорции возрастает и себестоимость автомобиля. Далеко не все потребители готовы платить такую цену.

Сложность обработки нержавеющей стали

Нержавейка плохо поддаётся штамповке. Это связано с низким пределом её текучести. Для сравнения, этот показатель составляет:
  • У обычной листовой стали – более 300 МПа.
  • У листов нержавеющей стали – около 205 МПа.
При глубокой вытяжке листы нержавейки попросту рвутся. Это вынуждает проектировщиков упрощать формы кузова и сечение несущих профилей, что не всегда возможно, и неблагоприятно сказывается на конструкции автомобиля в целом.
Если вы посмотрите на DeLorean DMC-12, то поймёте, что знаменитый дизайнер Джорджетто Джуджаро, отвечавший за проектирование кузова – старался избегать резких переходов и слишком объёмных форм. Там, где этого сделать не удавалось, детали приходилось изготавливать вручную. Это, естественно, замедляло производство и увеличивало стоимость готовой продукции.
Правда, в последнее время ситуация с обработкой нержавеющей стали стала меняться в лучшую сторону. Это связано с появлением технологии гидроформования, активно внедряемой в сфере производства автомобильных кузовов. Тем не менее, нержавейка:
  • Плохо режется и сверлится.
  • Имеет ограниченную свариваемость.
Последнее создаёт серьёзные проблемы при организации производства кузовов. Нет, соответствующие технологии, позволяющие соединять стальные листы с помощью сварных швов, существуют. Однако они:
  1. Более энергоёмки, чем методики, используемые для сварки обычных сортов стали. Это связано с повышенным электрическим сопротивлением материала.
  2. Требуют привлечения специалистов высокой квалификации и использования сложного оборудования. Дело в том, что теплопроводность нержавейки на 50 – 100% ниже, чем у низкоуглеродистой стали, а это увеличивает риск прожигания материала при сварке.
  3. Требуют специфического раскроя свариваемых деталей. Нержавейка имеет повышенный коэффициент линейного расширения. Если не предусмотреть заранее зазоров в местах наложения соединительных швов. Возникают деформации и трещины.
Всё это также приводит к усложнению производства и, как следствие, увеличению себестоимости автомобиля.

Маркетинговая политика

Наконец, приходится признать очевидное. В настоящее время большинство производителей техники не заинтересованы в увеличении срока службы выпускаемой продукции. Напротив, потребителям навязывают философию частой, раз в 4 – 5 лет, замены транспортных средств и обновления автопарка. Это связано с затовариванием рынка, кризисом перепроизводства. А раз так, то компаниям просто невыгодно использовать нержавейку для изготовления автомобилей.

Заключение

Технологии не стоят на месте, а маркетинговая политика, хотя бы и изредка, меняется в соответствии с требованиями рынка. Поэтому не исключено, что когда-нибудь производство автомобилей из нержавеющей стали станет более массовым. Вон, к примеру, Илон Маск собрался выпускать внедорожник Tesla Cyber Truck с кузовом из нержавейки. Так что окончательно отказываться от перспективного материала с заманчивыми свойствами никто не собирается.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?