Если вы посмотрите на DeLorean DMC-12, то поймёте, что знаменитый дизайнер Джорджетто Джуджаро, отвечавший за проектирование кузова – старался избегать резких переходов и слишком объёмных форм. Там, где этого сделать не удавалось, детали приходилось изготавливать вручную. Это, естественно, замедляло производство и увеличивало стоимость готовой продукции.
Правда, в последнее время ситуация с обработкой нержавеющей стали стала меняться в лучшую сторону. Это связано с появлением технологии гидроформования, активно внедряемой в сфере производства автомобильных кузовов. Тем не менее, нержавейка:
- Плохо режется и сверлится.
- Имеет ограниченную свариваемость.
Последнее создаёт серьёзные проблемы при организации производства кузовов. Нет, соответствующие технологии, позволяющие соединять стальные листы с помощью сварных швов, существуют. Однако они:
- Более энергоёмки, чем методики, используемые для сварки обычных сортов стали. Это связано с повышенным электрическим сопротивлением материала.
- Требуют привлечения специалистов высокой квалификации и использования сложного оборудования. Дело в том, что теплопроводность нержавейки на 50 – 100% ниже, чем у низкоуглеродистой стали, а это увеличивает риск прожигания материала при сварке.
- Требуют специфического раскроя свариваемых деталей. Нержавейка имеет повышенный коэффициент линейного расширения. Если не предусмотреть заранее зазоров в местах наложения соединительных швов. Возникают деформации и трещины.
Всё это также приводит к усложнению производства и, как следствие, увеличению себестоимости автомобиля.
Маркетинговая политика
Наконец, приходится признать очевидное. В настоящее время большинство производителей техники не заинтересованы в увеличении срока службы выпускаемой продукции. Напротив, потребителям навязывают философию частой, раз в 4 – 5 лет, замены транспортных средств и обновления автопарка. Это связано с затовариванием рынка, кризисом перепроизводства. А раз так, то компаниям просто невыгодно использовать нержавейку для изготовления автомобилей.
Заключение
Технологии не стоят на месте, а маркетинговая политика, хотя бы и изредка, меняется в соответствии с требованиями рынка. Поэтому не исключено, что когда-нибудь производство автомобилей из нержавеющей стали станет более массовым. Вон, к примеру, Илон Маск собрался выпускать внедорожник Tesla Cyber Truck с кузовом из нержавейки. Так что окончательно отказываться от перспективного материала с заманчивыми свойствами никто не собирается.