Электромобили: разбираемся в вопросах зарядки и обслуживания

Электромобили: разбираемся в вопросах зарядки и обслуживания

Одним из преимуществ автомобилей с электрическим двигателем является упрощение процесса обслуживания. Из-за отсутствия ДВС не требуется регулярная замена масла, свечей зажигания, воздушного фильтра и ряда других расходных материалов. Но электромобиль все равно нуждается в периодическом обслуживании, нюансы которого важно знать владельцу. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Зарядка батареи

Установленную на борту электромобиля батарею можно зарядить от:
  • бытовой сети переменного тока без системы контроля;
  • сети переменного тока с использованием электронного блока для защиты линии от перегрузки;
  • специальной станции постоянного или переменного тока (скорость восстановления емкости зависит от мощности станции), имеющей специальную контрольно-информационную шину для обмена данными с блоком управления батареей.
Метод зарядка от домашней сети подойдет для владельцев частных домов, использующих автомобиль для коротких поездок с дневными пробегами не более 50 км. Для полной зарядки батареи требуется от 10 до 12 часов, т.е. восстановление емкости достаточно длительное. Если машина имеет ежедневные пробеги свыше 100 км, то для домашней зарядки потребуется сеть с 3 фазами. Можно установить бытовой настенный терминал, который по характеристикам близок к бюджетным зарядным станциям.
Стационарные станции позволяют зарядить аккумулятор быстрее. Например, бюджетные системы переменного тока имеют мощность от 22 до 43 кВт, которая позволяет зарядить батарею на 80-85% от базовой емкости за 4-5 часов. Существуют станции постоянного тока мощностью от 50 до 320 кВт. За счет отсутствия выпрямителя можно подзарядить батарею на 20-30% всего за 7-10 минут. 

Обслуживание

В электрическом автомобиле требуется:
  • перед каждым выездом проверять работоспособность приборов внешнего освещения;
  • регулярно доливать жидкость в бачок омывателя ветрового стекла и фар головного света;
  • ежегодно или через 10-15 тыс. км осматривать ходовую часть с целью выявления деталей с критическим износом;
  • 1-2 раза в год менять фильтр воздуха климатической установки;
  • периодически менять щетки стеклоочистителей, прочищать дренажные отверстия в кузове и дверях;
  • осматривать резиновые уплотнители, наносить рекомендованную заводом смазку на петли или дверные замки;
  • периодически менять масло в редукторе, но некоторые производители заявляют, что залитое на заводе масло рассчитано на весь срок эксплуатации автомобиля.
Тормозные механизмы на электрических автомобилях, эксплуатирующихся в городе, изнашиваются медленно. Для снижения скорости используется рекуперативное торможение с подзарядкой батареи от тягового двигателя, работающего в режиме генератора. Из-за редкого использования тормозные механизмы закисают, поэтому рекомендуется ежегодная ревизия. Также требуется регулярная проверка работоспособности стояночного тормоза.
На электромобилях имеется система охлаждения тягового двигателя и батареи с антифризом. На машинах, ввозимых из регионов с теплым климатом, используется жидкость с температурой кристаллизации около -20°С. Антифриз необходимо поменять при первичном обслуживании, а затем менять в соответствии с требованиями производителя. Срок службы антифриза не менее 3-4 лет или 50-60 тыс. км.
Аккумуляторная батарея постепенно теряет емкость из-за естественной деградации элементов. На ресурс сильно влияет использование мощных зарядных станций. Потеря емкости составляет около 5% за первые 100 тыс. км. Определить состояние аккумулятора можно путем диагностики, отслужившую свой срок батарею меняют целиком, хотя есть технологии ремонта с заменой только части ячеек.
К регламентному обслуживанию можно отнести сезонную или текущую замену шин. Двигатель электромобиля редко беспокоит владельца, проблемы появляются через 10-15 лет эксплуатации или после залива мотора водой. В любом случае – обслуживать и ремонтировать двигатель придется в условиях сервиса. Ряд производителей предписывает замену узлов после достижения определенного пробега. Например, на некоторых моделях Tesla через 150 тыс. миль пробега или 10 лет эксплуатации необходимо заменить осушитель климатической установки.
Для электромобилей актуально обновление программного обеспечения, позволяющее устранить ошибки старой прошивки, оптимизировать работу бортового оборудования и батареи. Сведения о выходе новых версий ПО публикуют производители автомобиля, дилер при обслуживании меняет прошивки иногда без уведомления клиента. Владелец может самостоятельно обновить ПО с использованием предусмотренных производителем технологий. Например, ряд автомобилей поддерживает обновление программ через беспроводную сеть Wi-Fi и интернет.

Заключение

Владелец электромобиля экономит время и деньги на регулярном техническом обслуживании. Но владение машиной с электрическим двигателем целесообразно только при наличии сети станций для зарядки батареи или собственного дома. Кроме того, большая часть сэкономленных на обслуживании денег может уйти на приобретение новой батареи. По этой причине владельцы стараются избавиться от электромобиля через 4-5 лет эксплуатации, перекладывая грядущую проблему с заменой аккумулятора на нового собственника.  
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?