«Ока»: история автомобиля и почему ее не хватает

«Ока»: история автомобиля и почему ее не хватает

Обзоры 3.02.25
Выпуск малолитражного автомобиля ВАЗ-1111 «Ока» освоили во второй половине 80-х гг. прошлого года. Машина была самой дешевой моделью на протяжении многих лет, что и предопределяет ностальгические воспоминания о ней ряда автолюбителей. По факту, автомобиль был небезопасным и неэкономичным, несмотря на малый объем двигателя и откровенную тесноту.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Истоки


История «Оки» началась в 1979 г. с проектного задания, выданного заводу СМЗ. Согласно заявке, требовалось разработать автомобиль особо малого класса с возможностью установки ручного управления. Прототип НАМИ-0231 «Ока» был готов к середине 1981 г., а через год был собран второй опытный экземпляр уже под обозначением СМЗ-1101. Изначально проект создавался под двигатель от польского FIAT-126p, но нарастающие экономические сложности в Польше поставили крест на этой идее. В результате в 1982 г. задача проектирования малолитражного автомобиля была поручена заводу ВАЗ, поскольку серпуховский СМЗ просто не имел средств для создания и постановки на производство новой модели, которую предполагалось сделать массовой. Именно на этой стадии в проект вошел КамАЗ, который должен был выполнять план по выпуску «ширпотреба».

От СМЗ к ВАЗ


ВАЗ получил от СМЗ опытный образец и группу конструкторов, в рабочую группу также вошли представители НАМИ. Именно они предложили в качестве прототипа японский Daihatsu Cuore выпуска 1980 г. Серпуховские специалисты были постепенно отодвинуты на второй план и основное проектирование вели работники ВАЗ и НАМИ. Изначально планировали использовать оригинальный двухцилиндровый двигатель с блоком уравновешивающих валов, но впоследствии с целью унификации мотор создали на основе нового на тот момент агрегата ВАЗ-2108.

Двигатель «Оки» фактически является мотором ВАЗ-2108 с отсутствующими двумя центральными цилиндрами. Весной 1984 г. были готовы два прототипа, в этом же году собрали 14 машин экспериментальной серии. Испытания показали ряд проблем, в частности пришлось полностью переделывать заднюю подвеску. В 1985 г. было изготовлено 16 машин усовершенствованной серии с передней подвеской МакФерсон и увеличенной колесной базой. За ними последовали еще несколько доработанных прототипов, которые испытывались на протяжении 1986 г.

Серийный выпуск


Финишные государственные испытания «Ока» прошла в 1987 г. и была рекомендована к серийному производству. В этот момент выяснилось, что на ВАЗ и СМЗ просто нет мощностей для сборки автомобиля. В результате начатой реконструкции при содействии ВАЗ завод СМЗ превратился в СеАЗ – выпуск «Оки» начался в Серпухове только в конце 1989 г., всего в тот год конвейер покинули 100 экземпляров автомобиля.

Поскольку КамАЗ имел опыт сборки автомобилей и избыточные мощности, то уже в декабре 1987 г. завод выпустил одну «Оку», а за следующий год – 129 экземпляров, которые назывались «Кама». Завод СеАЗ приложил немало усилий и смог отстоять исходное название «Ока». ВАЗ тоже не слишком спешил освоить новую модель, собрав за 1988 г. всего 200 автомобилей.

Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL
Для конца 80-х гг. прошлого века «Ока» была типичным малолитражным автомобилем, а по цене машина была дешевле ЗАЗ-968М. Распад СССР несколько скорректировал планы производства – на КамАЗ легковое подразделение выделили в отдельный завод ЗМА, который собирал «Оку» до конца весны 2006 г., ВАЗ прекратил сборку машин в первые месяцы 1995 г., сохранив за собой статус поставщика двигателей и коробок передач. Дольше всего собирали «Оку» в Серпухове, последние экземпляры покинули конвейер осенью 2008 г.

Основные модификации


Изначально на «Оке» ставился 650-кубовый двигатель, который в 1996 г. был вытеснен мотором ВАЗ-11113 объемом 749 см³. Обновленный двигатель представлял собой «половинку» агрегата ВАЗ-21083 и развивал почти 32 силы при 5600 об/мин. В 2006 г. на СеАЗ освоили выпуск «Оки» с китайским двигателем TJ376QEI и системой впрыска, который имел объем 993 см³ и развивал 53 силы. Все изготовленные автомобили имели передний привод и механическую коробку передач.

Для каждой модификации «Оки» существовали разновидности:

  • базовая;
  • с ручным управлением;
  • для инвалидов без одной ноги;
  • для инвалидов без одной руки и одной ноги.

Модификация с ручным управлением оснащалась рычагом педали газа и тормоза на руле, сцепление имело электровакуумный автоматический привод. Такой же привод ставился на машины для инвалидов без одной ноги, а педаль газа по заказу ставилась слева от педали тормоза. Всего за 20 лет производства с конвейеров трех заводов сошло около 500 тыс. экземпляров «Оки». Помимо 3-дверного хэтчбека заводы серийно не выпускали машины с другими кузовами.

Интересно. На СеАЗ был опыт создания внутризаводских транспортеров на базе фрагментов бракованных кузовов, которые пытались даже вывести на рынок под обозначением «Ока-XI». Результат оказался предсказуемым – спрос на такую машину отсутствовал. Встречающиеся на дорогах пикапы и прочие варианты «Оки» являются самоделками или детищами мелких производителей либо ремзаводов.

Ностальгия


Модель «Ока» создавалась в первую очередь как социальный транспорт, модификации для прямой реализации появились позднее. При этом автомобиль сложно назвать экономичным – в зависимости от двигателя автомобиль потреблял по паспорту в городе от 6,4 до 8,4 л на 100 км/ч. Паспортные 4,5 л на «сотню» достигались в идеальных условиях при движении по трассе со скоростью 90 км/ч. При этом разгон до 100 км/ч у исходной модификации ВАЗ-1111 с мотором объемом 650 см³ занимает не менее 30 секунд, что хуже показателей большинства современных грузовых автомобилей и автобусов.

Дополнительной проблемой был возраст конструкции – в 80-е гг. при создании малолитражных моделей мало задумывались о безопасности. Не нужно забывать про низкий уровень комфорта и тесноту салона. Именно эти факторы привели к постепенному падению спроса и снятию машины с производства. А мечты о возобновлении выпуска «Оки» похожи на метания возродить ВАЗ-2101 или АЗЛК-2141 – едва ли хоть один из «мечтателей» захочет повседневно эксплуатировать такой автомобиль. Жизнь идет вперед и «Ока» осталась в прошлом, что вполне естественно.

Заключение


Модель ВАЗ-1111 «Ока» стала первой советской малолитражкой, созданной с оглядкой на Daihatsu Cuore начала 80-х гг. Автомобиль достаточно долго и трудно шел к серии, выпускался на трех заводах на протяжении 20 лет. Модель была самой доступной среди советских и российских автомобилей, но низкие потребительские качества привели к падению спроса и прекращению выпуска в конце 2008 г.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?