История успеха: как китайские автомобильные бренды завоевывают мировой рынок

История успеха: как китайские автомобильные бренды завоевывают мировой рынок

По итогам 2023 г. китайская автомобильная промышленность стала лидером по экспорту продукции. Но победа была достигнута во многом благодаря захвату российского рынка, покинутого основной массой европейских производителей. В остальных странах Китай показал не слишком впечатляющие результаты, хотя надо отметить проникновение китайских электромобилей даже на рынки государств Евросоюза.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения и итоги 2023 г.

За 2023 г. из Китая было экспортировано 5,22 млн автомобилей – данные составлены на основе официальной информации национальной таможенной службы. Почти 30% или 1,7 млн штук в экспорте составили машины с электрической силовой установкой. Полученные результаты позволили потеснить с первого места многолетнего лидера по экспорту – Японию. На территорию РФ и стран СНГ было поставлено около 1,35 млн автомобилей. Также заметно выросли поставки машин в Австралию и Великобританию, хотя доля китайских автомобилей и невелика в общем объеме продаж.
Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL
При сохранении темпов развития Китай к 2030-2032 гг. сможет занять до 30% рынка экспорта, но 6-8 лет – большой срок для современной экономики, поэтому гарантировать или опровергать такие перспективы не может ни один эксперт. Одним из локомотивов экспорта является компания BYD, немного отстают SAIC и группа производителей Geely. 
За счет массового выпуска электромобилей Китай смог получить около 3% от общего европейского рынка, а в секторе машин с электрическими двигателями доля доходит до 8,5-9%.
Поскольку наблюдается общая тенденция перехода легкового транспорта на электрическую тягу, то экспансия Китая вызывает беспокойство у всех производителей из Европы. Особенно сильную конкуренцию китайский автопром создает в сегменте бюджетных моделей. Кроме того, Китай выкупает обанкротившиеся марки, а затем начинает выпуск машин под этим брендом. Например, в 2005 г. обанкротилась компания MG Rover, права на которую выкупил SAIC. По состоянию на 2023 г. на рынках стран Европы предлагаются автомобили под маркой MG, которые уже являются китайскими.
Что касается крупных стран с развитой национальной автомобильной промышленностью, то достижения Китая скоромнее. Например, в США за 2023 г. было реализовано свыше 13,3 млн машин, однако среди них не найдется ни одной китайской. В Германии MG смогла реализовать всего 14,8 тыс. автомобилей, что почти в 12 раз хуже результата лидирующей Audi. Помимо захвата рынков готовой продукции Китай доминирует в секторе производства тяговых батарей, Европа и США пытаются организовать альтернативные промышленные площадки, но по итогам 2023 г. успехов не добились.
С другой стороны, захват даже небольшой доли рынка в Европе Китаем, вызывает тревогу у руководства Евросоюза. Нормой для любой страны является защита национальной промышленности. Например, в РФ на протяжении многих десятилетий сохраняли и сохраняют завод ВАЗ. Похожие шаги предпринимаются и в Европе, которая будет пытаться перекрыть поток электромобилей из Китая. Уже в середине 2023 г. появились публикации о рисках дистанционного отключения машин в случае возникновения каких-либо конфликтов с Китаем. 
Евросоюз наверняка попытается выставить юридические заслоны китайскому автопрому, вывесив продажи из зоны рентабельности. В Великобритании появились публикации и о потенциальной возможности сбора различной информации китайскими электромобилями. Конкуренцию никто не отменял, а в сложной ситуации в дело пойдут любые способы давления на соперников.

Рынок Великобритании

Рассмотрим в качестве примера экспансии китайского автопрома Великобританию, которая стала одним из наиболее развивающихся рынков экспорта. По итогам 2023 г. в Великобритании было продано более 1,903 млн автомобилей, что является вторым результатом в Европе. Лидерами по реализации новых машин в Великобритании стали компании Ford и VAG, на четвертом месте оказался Vauxhall, предлагающий модели Opel с правым расположением руля и несколько иным уровнем оснащения. 
В стране было продано почти 40 тыс. экземпляров Tesla, часть из которых была произведена в Китае. Но намного важнее тот факт, что за 2023 г. было поставлено почти 40 тыс. машин под маркой MG, а по общим продажам компания расположилась на 12 месте. В целом покупатели остались консервативными – лидером рынка оказался компактный Ford Puma, на втором месте расположился Nissan Dualis, а замкнул тройку коммерческий Ford Transit Custom.

Рынок Австралии

Китайские производители пытаются захватить и рынок Австралии, на котором за 2023 г. было реализовано чуть больше 1 млн новых автомобилей. Лидерами оказались компании Toyota и Ford – своих владельцев нашли почти 100 тыс. пикапов моделей Hilux и Ranger. Но на третьем месте по популярности оказалась китайская компания MG – было продано 25,689 тыс. экземпляров модели ZS. 
Также в Австралии неплохо продаются кроссоверы Haval H6 и Jolion – за 2023 г. Haval смогла реализовать почти 20 тыс. машин. Неплохо чувствуют себя в Австралии компании BYD и Great Wall, продавшие почти по 10 тыс. машин. Таким образом, доля китайских марок в Австралии по итогам 2023 г. оказалась выше, чем в Великобритании. Занявшая 15-е место по итогам года компания Haval в три раза уступила по общим продажам лидирующей Mazda и почти в два раза отстала от Ford и Hyundai.

Рынок Мексики

В Мексике в 2023 г. было реализовано почти 1,09 млн машин, что несколько хуже результатов 2022 г. На долю компании Nissan пришлось почти 20%, в число лидеров вошли Chevrolet, Toyota и Volkswagen. Компания MG активно продвигает свою продукцию и в Мексике, за 2023 г. было реализовано почти 40,5 тыс. машин этой марки.  
Также на рынке присутствуют и другие бренды из Китая – например, на 13-й позиции по объемам продаж с результатом 21,064 тыс. автомобилей оказалась Cherry, а 17-ю позицию с 14,543 тыс. машин занял JAC. Кроме того, в Мексику ввозятся автомобили Omoda – модель С5 стала продаваться с 2023 г. и разошлась тиражом 8,454 тыс. машин, что очень неплохо для дебюта.

Заключение

Китайский автопром смог увеличить объемы экспорта в 2023 г., но говорить об уверенном завоевании рынков пока рано. Единственной страной, в значительной мере попавшей в зависимость от поставок машин из Китая, стала Россия. В Европе у китайского автопрома дела идут немного хуже, но на протяжении последних 4 лет доля машин из Китая неуклонно растет. Как отреагирует Евросоюз на подобные явления – непонятно, но всегда есть способы перекрытия каналов поставок таможенными пошлинами или иными законодательными актами.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?