Постоянное увеличение цен на моторное топливо заставляет владельцев машин искать способы экономии. Одним из методов снижения затрат на горючее является переход на сжиженный или сжатый газ. Газообразное топливо рентабельнее бензина и солярки, но оборудование окупается только при больших годовых пробегах.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Цены
По состоянию на начало сентября 2023 г. средняя цена на бензин А-95 в РФ составляет около 53 руб., а на дизельное топливо – перешагнула за отметку 62 руб. При этом газ стоит всего 24-26 руб., что более чем в 2 раза дешевле жидкого топлива. Если отбросить стоимость оборудования, то даже при неизбежном увеличении расхода на 10-15% газ кажется выгоднее. Но необходимо учесть ряд моментов, важных при эксплуатации двигателя на газовом топливе.
Попробуем рассчитать затраты для разного топлива для автомобиля класса С:
- При использовании бензина в смешанном режиме расход составит около 8 л летом и 9 л зимой. Соответственно на каждые 100 км при использовании А-95 необходимо потратить на топливо около 424-477 руб.
- При установке на автомобиль дизеля средний расход будет варьироваться в пределах 5,5-6,5 л. Затраты на 100 км составят от 341 до 404 руб., что уже выгоднее использования бензина. Дизельные автомобили имеют максимальный запас хода без дозаправки, часто переваливающий за 1200 км.
- При установке аппаратуры для впрыска газа на бензиновый двигатель расход поднимется до 11-12 л, затраты на 100 км составят от 264 до 312 руб., что выгоднее дизеля. Но емкость баллона невелика, запас хода без дозаправки редко превышает 500-600 км. Почти всегда пуск двигателя осуществляется на бензине, но расход его минимален.
Преимущества и недостатки бензина
Использование в качестве моторного топлива бензина позволяет быстро запустить двигатель при низкой температуре воздуха. Распространенность АЗС позволяет найти заправку в любом городе или на трассе. Кроме того, большинство двигателей внутреннего сгорания с карбюратором или впрыском изначально рассчитаны на использование бензина. Основные недостатки бензина – высокая цена и сравнительно небольшой запас хода на одном баке, редко превышающий 1000 км.
Преимущества и недостатки дизеля
Основной проблемой дизелей с пробегами является поломка топливной аппаратуры. Если ремонт механического насоса и форсунок не сложен, то используемые на современных моторах рампы Common Rail с электронными форсунками отремонтировать удастся не всегда. Кроме того, дизели требовательнее к частоте замены моторного масла. Взамен – моторы имеют больший ресурс, высокий крутящий момент с низких оборотов.
Дизель дольше прогревается, но на большинстве машин установлен электрический фен для нагрева воздуха, подаваемого в салон. Современные дизельные двигатели, соответствующие нормам Евро-6, оснащены системой впрыска мочевины. Запас жидкости хранится в отдельном баке, которого хватает на 8-10 тыс. км. В этом случае к затратам на топливо добавится стоимость мочевины. Стоимость канистры емкостью 20 л начинается от 1200 руб.
Газовое топливо – плюсы и минусы
Основной проблемой является установка и последующая регистрация оборудования. Также надо найти место для установки баллона. Резервуар для газа съедает часть багажного отсека, установка баллона в нишу для запасного колеса требует его удаления. Для устранения проколов шин нужно возить специальную аптечку и насос для подкачки. На грузовиках подобной проблемы нет – баллон ставится на боковую часть рамы под платформой.
Комплект оборудования обойдется минимум в 18 тыс. руб. по состоянию на сентябрь 2023 г. Сюда следует добавить затраты на установку, после чего требуется регистрация аппаратуры, которая считается изменением конструкции автомобиля. В случае обнаружения оборудования без регистрации на водителя налагается штраф 500 руб., а при вторичной фиксации сумма уже составит 5000 руб. Кроме того, водитель лишится прав на срок от 1 до 3 месяцев.
При использовании газа требуется частая регулировка клапанов, поэтому под переоборудование больше подходят моторы с гидрокомпенсаторами. В статью затрат входит обслуживание системы подачи газа, что составит около 1000-1200 руб. в год. Еще одной проблемой является дефицит специалистов, досконально разбирающихся в ремонте газового оборудования.
Заключение
Наименее рентабельно использование бензина, но при ежегодных пробегах 10-15 тыс. км владелец машины переплатит 30-35 тыс. руб. по сравнению с газом. Эта сумма примерно равна затратам на покупку и установку оборудования. Если владельцу критичен объем багажника, то о газобаллонном оборудовании лучше забыть. Дизель больше подойдет людям, которым важно иметь большой запас хода без дозаправки, но легковые автомобили с таким типом мотора в РФ распространения не получили.