Использование головной светотехники автомобиля регламентируется ПДД и предназначено для подсветки дороги и обозначения машины. В зависимости от дорожной ситуации и конструкции автомобиля можно использовать разные режимы работы фар, подсвечивать дорогу противотуманными фарами.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Головные фары современных автомобилей выполнены в виде единого модуля, установленного слева и справа. Внутри фары установлены лампы для ближнего и дальнего света, указатели направления поворота и габаритные лампы (либо ходовые огни). В зависимости от модели автомобиля в фарах используются лампы накаливания или светодиоды, встречаются фары с газоразрядными (ксеноновыми) лампами. В конструкции фар могут использоваться линзы, позволяющие улучшить подсветку дороги за счет концентрации пучка света.
Фары подключены к бортовой сети через предохранители, управление головным светом осуществляется переключателями на панели приборов и на рулевой колонке. На ряде
автомобилей среднего класса освещение включается автоматически при снятии машины с сигнализации, а гаснет через несколько десятков секунд после закрытия последней двери. Иногда предусматривается возможность регулирования времени работы освещения, водитель сам определяет целесообразность включения подсветки на стоящей машине.
Габаритные огни
Лампы установлены по углам кузова – в фарах и задних фонарях, предназначены для индикации габаритов автомобиля. Сигналы необходимо включать после начала движения вместе с ближним светом вне зависимости от условий внешнего освещения. При наличии ДХО габариты остаются только в задних фонарях. ДХО позволяют снизить нагрузку на электрическую систему – за счет меньшей потребляемой мощности уменьшается расход топлива. Включить ближний свет без габаритных огней невозможно.
ДХО
Ходовые огни стали применяться на ТС сравнительно недавно. Распространению способствовало массовое внедрение светодиодных ламп. ДХО практически не освещают проезжую часть, но за счет яркости позволяют хорошо обозначить автомобиль на дороге. При включении указателя поворота происходит отключение ДХО на той стороне, на которой работает «поворотник».
Основные лампы
В фарах имеются гнезда для ламп ближнего и дальнего света. Первые используются для подсветки дороги на небольшом расстоянии. Дальний – рассчитан на освещение дороги на большой дистанции. Лампы подключены к корректору фар – ручному или автоматическому, позволяющему снизить вероятность ослепления водителей встречных ТС. Дальний свет может регулироваться датчиком – при обнаружении фар встречного автомобиля свет автоматически переключается на ближний.
Противотуманные фары
Используются не на всех ТС, чаще всего располагаются в нижней части бампера. Предназначены для подсветки дороги при движении в условиях тумана, допускается включение для обозначения автомобиля на дороге для дополнения к габаритам и ближнему свету. Задний противотуманный сигнал входит в базовую комплектацию всех ТС.
Общие правила использования
ДХО включаются при пуске двигателя или открытии замков дверей ключом либо пультом штатной сигнализации. Обязательны к использованию при движении по любым дорогам в дневное время, заменяя ближний свет. В ночное время применение ДХО запрещено из-за повышенной яркости, ослепляющей водителей встречного потока.
Ближний свет используется для обозначения автомобиля на дороге в движении или при стоянке на обочине (во втором случае – как дополнение к «габаритам»). Обеспечивает подсветку полотна на небольшом расстоянии. При условии плохой видимости в ночное время включают дальний свет, но только при условии отсутствия встречного потока или наличия на дороге разделительного барьера. ПДД не запрещают мигание дальним светом перед совершением обгона – способ часто используют водители, требующие освободить полосу. Дальний свет запрещено использовать в пределах населенных пунктов даже при отсутствии встречного потока и неудовлетворительных условиях освещения дороги.
Перед началом движения водитель должен включить ближний свет или ДХО, допускается использовать противотуманные фары для улучшения видимости автомобиля. Заднюю противотуманную лампу можно включать только в условиях плохой видимости, в остальных случаях яркий свет фары будет слепить водителей машин, едущих сзади, и может быть воспринят как сигнал торможения.
Не допускается использование дальнего света в населенных пунктах, а также на трассах при приближении встречного потока. При наличии разделительного барьера между потоками противоположного направления дальний свет можно не отключать – расположение барьера минимизирует риск ослепления. В случае остановки автомобиля на обочине загородной дороги в условиях плохой видимости нужно включить «габариты» или ближний свет, дополнительно улучшить различимость машины позволит задняя противотуманная фара.
Дополнительные требования
Если автомобиль находится в тоннеле, то обязательно включение фар в режиме ближнего или дальнего света (второй вариант допускается только при отсутствии автомобилей, движущихся в противоположном направлении). Заднюю противотуманную фару можно включать только при условии плохой видимости. По ПДД не запрещается использование в тоннеле ДХО или «габаритов», а также противотуманных фар.
Если есть необходимость остановки автомобиля на дороге без искусственного освещения, то для идентификации используют «габариты». Задний противотуманный сигнал может быть выключен только при недостаточной видимости на дороге вне зависимости от условий естественного или искусственного освещения.
Штрафы
Движение на автомобиле в любое время суток без включения габаритного света, ДХО или фар в режиме ближнего света является нарушением. По действующим ПДД сумма штрафа составляет всего 500 руб., иногда инспектор ограничивается предупреждением, что предусмотрено статьей 12.20 российского КоАП. Аналогичный штраф предусмотрен за отказ от использования ближнего света в ночное время. За использование в населенном пункте фар, переключенных в режим дальнего света, водитель рискует расстаться с 500 руб. или отделаться предупреждением.
По последней редакции ПДД не допускается эксплуатация автомобиля с перегоревшей лампой или неработающим прибором светотехники. В статье 12.5 КоАП за такое нарушение предусмотрена два варианта наказания – 500 руб. или предупреждение. Штраф могут выписать и за сильно загрязненные приборы светотехники – отложения на стеклах снижают эффективность работы подсветки.
Заключение
Габаритное освещение и ближний свет фар или ДХО должны использоваться в обязательном порядке при движении. Дальний свет рассчитан на загородные трассы, при приближении встречного транспорта фары нужно переводить в режим ближнего света. Штраф за нарушения правил использования или неисправности головной светотехники невелик и составляет 500 руб. с возможностью скидки 50% при оплате в течение 20 дней после выдачи постановления, вместо штрафа инспектор может вынести предупреждение.