Покупка автомобиля после корпоративной эксплуатации: на что обратить внимание

Покупка автомобиля после корпоративной эксплуатации: на что обратить внимание

Советы 13.02.25
Зачастую на вторичном рынке встречаются автомобили, отслужившие несколько лет в корпоративных парках. При осмотре таких машин нужно обращать внимание в основном на внешнее состояние, вся история обслуживания будет открытой. Вместе с тем нужно проверять продавца – юридическое лицо может продавать автомобиль будучи в стадии банкротства, что допустимо только с участием конкурсного управляющего.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие проверки


Перед осмотром автомобиля нужно убедиться в наличии пакета документов, включая согласие учредителей на продажу машины. Отсутствие бумажного ПТС говорит о вероятном залоге машины (с 2025 г. практика выдачи бумажных дубликатов ПТС прекращена, в случаи утери или полного заполнения старого паспорта будет оформляться электронный ПТС). Также нужно сразу убедиться в достаточности полномочий продавца – у человека должна быть соответствующая доверенность либо реализацией может заниматься руководитель организации.

Если документальная часть не вызывает опасений (машина юридически чистая и не имеет залогов или ограничения на регистрацию), то можно приступить к осмотру. Целесообразно внимательно осмотреть кузов на предмет ремонта, который мог выполняться за наличный расчет. Проверка стандартная – осмотр крепежных болтов передних крыльев, капота и багажника, оценка равномерности зазоров, проверка сварных точек и полос герметика на швах, контроль толщины лакокрасочного покрытия.

Проверка пробега


Основной проблемой корпоративных автомобилей является достаточно большой пробег, а также эксплуатация машины разными водителями. Проверить подлинность пробега можно, запросив документы на техническое обслуживание у компании, реализующей автомобиль. Работы проводятся по безналичному расчету и фиксируются в бухгалтерской отчетности. С другой стороны – для проверки могут предъявить только часть документов, поэтому нужно внимательно смотреть на даты. Если автомобиль обслуживали у дилера, то пробег будет подтвержден сервисной книжкой, а вся история обслуживания со списком выполненных работ и проведенных сервисных акций будет в базе дилера.

Условия эксплуатации


При покупке важно выяснить количество водителей, которые пользовались машиной. Идеальный вариант – машина была закреплена за одним водителем. При этом нужно понимать, что за руль могли садиться и другие люди. Обычная практика для предприятий – работнику нужно срочно добраться с одной площадки на другую, он садится в машину и сразу нажимает педаль в пол, не задумываясь о последствиях для двигателя и коробки передач. Этот неприятный момент всегда нужно учитывать при подборе корпоративного автомобиля – внешний вид и прозрачная история обслуживания никак не защитят от последствий таких поездок. Как правило, в качестве разгонных машин используются автомобили в базовой комплектации. Экземпляры в богатом оснащении чаще эксплуатируются руководителями, что тоже не гарантирует аккуратное обращение с автомобилем.

Способ эксплуатации


Под корпоративным транспортом подразумеваются также автомобили, принадлежащие агрегаторам такси. Машины арендуются водителями, причем каждый экземпляр за время эксплуатации мог сменить несколько десятков арендаторов. Автомобили из такси всегда попадают на продажу с пробегами свыше 200-300 тыс. км, имеют следы повреждений и ремонтов на кузове. Как правило, в такси закупаются автомобили бюджетного сегмента в базовой оснастке с кузовом белого цвета, который затем брендируют пленкой.

Залог


Практически всегда деятельность юридических лиц сопряжена с кредитами. Для получения займа автомобили и другие принадлежащие компании активы могут передаваться в залог. Юридическое лицо остается собственником машины, хотя и не имеет права свободно им распоряжаться. В РФ с середины 2014 г. ведется реестр залогов с доступом к базе через сайт Федеральной нотариальной палаты. Для проверки достаточно указать VIN и дождаться выгрузки отчета.

Нельзя исключать, что в силу каких-либо причин сведения о залоге не попали в базу. Частично застраховаться от последующих неприятностей можно получением от продавца гарантийного обязательства, согласно которому на автомобиле нет залоговых обременений. Проблемы с залогами обычно касаются мелких компаний, крупные юридические лица редко оформляют залог на принадлежащий им автопарк.

Обременения


Нельзя исключать, что продаваемый юридическим лицом автомобиль имеет ограничения на регистрацию. Причин может быть масса – от неоплаченных штрафов ГАИ до проблем с банками. Кредиторы не смогли получить деньги от организации и передали документы приставам для взыскания. По этой причине автомобиль нужно проверять по базам данных ГАИ, которые отлично показывают наличие ограничений на регистрацию. При этом можно оказаться в двойном капкане – иметь на руках автомобиль без возможности постановки на учет, а вернуть назад его не получится, поскольку в отношении юридического лица началась процедура банкротства.

Продавец – страховая компания


Если собственником автомобиля или продавцом является страховая компания, то приобретать такие машины нельзя (за исключением случаев, когда человек сознательно выкупает годные остатки для ремонта собственной машины или под восстановление). Реализуемые страховой компанией автомобили практически всегда восстановлены после серьезных ДТП. Если продается машина, которая использовалась внутри страховой компании как корпоративный транспорт, то она ничем не отличается от автомобилей, реализуемых другими юридическими лицами. Поэтому еще на стадии переговоров нужно уточнять прошлое автомобиля (например, по базам ГАИ).

Сложные моменты


Продажа автомобиля в РФ регламентируется Гражданским кодексом вне зависимости от юридического статуса владельца. При этом есть важные моменты – собственник физическое лицо имеет право распоряжаться автомобилем по своему усмотрению (за исключением ситуаций, когда машина находится в залоге). Владелец может беспрепятственно подписывать договор купли-продажи, с юридическим лицом ситуация иная – проводить сделку может только человек, имеющий право на подобные действия. Если продажей занимается руководитель организации, то скорее всего проблем не будет. Данные о руководителе юридического лица находятся в открытом доступе в базе данных на сайте ФНС России.

Даже при коммуникации с руководителем нужно учитывать «подводный» камень – устав организации. Практически всегда в документе указывается условие продажи имущества, стоимость которого превышает уставной капитал – согласование сделки со всеми учредителями юридического лица. Перед заключением договора нужно затребовать устав и ознакомиться с разделом, регламентирующим проведение сделок по продаже. В идеальном случае нужно получить одобрение учредителей в письменной форме (вне зависимости от требований в уставе).

Автомобиль может продавать любая организации – при проверке по общедоступным базам данных собственником будет числиться юридическое лицо. Иногда встречаются объявления о продаже машин, несколько дней или недель назад перешедших от юридического лица к физическому. В этом случае нужно быть внимательным – возможно, что компания оказалась банкротом и быстро переоформила собственность на подставных лиц. Продажа имущества банкротов будет законной только при осуществлении процедуры конкурсным управляющим. Во всех остальных случаях есть риск получить проблемы – купленный автомобиль будет изъят, а физическое лицо-прослойка просто исчезнет либо его придется долго разыскивать.

Когда машина очень интересна, рекомендуется выяснить состояние компании:

  1. Объявлена процедура банкротства – важно уточнить момент продажи автомобиля.
  2. Продажа осуществлена с участием конкурсного управляющего – юридических проблем нет.
  3. Машину продали до начала процедуры банкротства по явно заниженной цене – нельзя исключить последующие проблемы у нового владельца.

Проверять юридическое лицо нужно по базе ЕГРЮЛ, чтобы понять наличие банкротства и дату начала процедуры. В идеале – от такой машины лучше отказаться даже в случае реализации конкурсным управляющим, поскольку все равно будут «подводные» камни.

Согласно ГК РФ, конкурсный управляющий или кредиторы могут потребовать признать недействительными продажи активов за последние 3 года существования организации. Хотя судебная практика показывает, что подобные действия происходят редко и только в случаях явной поспешной продажи активов юридическим лицом, т.е. действий, направленных на причинение вреда кредиторам.

Ответственность юридического лица ограничивается стоимостью активов, в которые входит уставной капитал. В большинстве случаев размер уставного капитала в РФ не превышает 10 тыс. руб., что соответствует законодательству. В случае возникновения проблем и желания вернуть автомобиль назад с получением денег будут сложности. Юридическое лицо может оказаться неплатежеспособным – на счетах не будет средств, а из активов окажется только уставной капитал.

Заключение


Покупка автомобиля из крупного корпоративного парка является достаточно безопасной сделкой. Нужно избегать работы с агрегаторами такси и страховыми компаниями, реализующими восстановленные после ДТП машины. Приобретение автомобиля у небольшой компании всегда риск, поскольку на протяжении трех лет машину могут изъять в случае банкротства юридического лица и явных признаков вывода активов перед подачей заявления о финансовой несостоятельности.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?