При покупке подержанного автомобиля за пределами РФ всегда требуется проверка выбранной машины на ДТП. В случае пренебрежения можно стать владельцем автомобиля, восстановленного после серьезной аварии и не соответствующего требованиям безопасности. Проверка никогда не даст полноценного результата – всегда есть риск нарваться на машину после аварии, не зарегистрированной полицией, страховыми компаниями или иными службами.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Понять состояние и прошлое автомобиля с пробегом можно по косвенным признакам. Слишком низкая цена указывает на наличие потенциальных проблем, особенно в случае продажи явно ликвидного на вторичном рынке экземпляра. По внешнему виду судить о наличии следов ДТП сложно, поскольку снимки могут делаться с «удачных» для продавца ракурсов. Но даже по фото можно обратить внимание на нюансы вроде неравномерных зазоров, криво стоящего пластика. Большим преимуществом является наличие родственника или хорошего знакомого в стране продажи – человека можно проинструктировать и послать осмотреть автомобиль. В ряде случаев в ходе диалога удается договориться с продавцом о высылке дополнительных фото или видео – если автомобиль не имеет проблем, то информация досылается весьма оперативно.
Действующее в России законодательство и санкционная политика со стороны стран Европы и Северной Америки привели к сложностям с покупкой автомобилей за пределами РФ. Сниженная ставка утилизационного сбора распространяется только на машины, которые ввозятся для личного использования на протяжении года. В случае нарушения требования начисляется полноценный утилизационный сбор – именно с такой проблемой с конца 2024 г. стали сталкиваться владельцы пригнанных из-за рубежа автомобилей. По этой причине целесообразнее самостоятельно купить и пригнать автомобиль в Россию, в этом случае определить следы ремонта после ДТП можно и нужно при осмотре выбранного экземпляра.
В РФ есть отдельное направление бизнеса, связанного с покупкой битых автомобилей на аукционах в Европе или Северной Америке с последующим восстановлением. Если речь идет о замене крыла, капота или дверей со вторичной окраской, то подобный ремонт не влияет на безопасность.
Гораздо хуже ситуации, когда восстанавливают автомобили с поврежденным силовым каркасом, отработавшими подушками или другими системами безопасности. При детальном изучении таких экземпляров всегда обнаруживаются следы ремонта. Если покупатель не обладает экспертными навыками, то всегда можно нанять специалиста, который наверняка обнаружит проблемы.
Европа
При подборе автомобиля в Европе следует учесть, что единой базы по машинам для стран Евросоюза нет. Кроме того, в ряде стран базы данных имеют ограниченный доступ, который возможен только для ограниченного круга пользователей. Например, по законодательству Германии данные об авариях относятся к закрытой информации. До 2022 г. была возможность получения информации о возможных ДТП через полицию, в настоящее время такую проверку выполнить невозможно.
В сети можно найти платные сервисы, которые якобы предлагают выгрузку полной истории по автомобилю. Фактически, клиент получит за деньги малоинформативный отчет из открытых источников, в который могут попасть сведения из баз сервисного обслуживания ряда марок.
Если автомобиль приобретается через посредника, доверять которому невозможно, то есть смысл проверить машину через бесплатные или платные сайты с учетом страны регистрации. Для подачи запроса требуется ввести VIN или регистрационный номер. Как показывают отзывы, информация зачастую является недостоверной или ограниченной.
Куда как проще запросить видеообзор понравившегося автомобиля – продавец снимает машину в Европе, показывая толщину краски и заостряя внимание на отдельных элементах. Нужно просто запросить съемку деталей, чаще всего страдающих в ДТП. Отказ продавца является первым серьезным сигналом отказаться от дальнейшего рассмотрения автомобиля – скорее всего, машина имеет явные проблемы.
Основным источником подержанных автомобилей в Европе для россиян остается Германия. Несмотря на ряде ограничений и сложности с оплатой машины регулярно ввозятся в РФ как самими владельцами, так и посредниками. Для посредника покупка и пригон автомобиля – источник дохода, поэтому человек за отдельную плату досконально проверит выбранный экземпляр. Если машина приобретается уже в России, то ее можно осмотреть самостоятельно либо с участием специалиста, способного быстро обнаружить следы восстановления после ДТП.
Япония
Автомобили в Японии реализуются через аукционы, при оценке машина проходит проверку с составлением оценочного листа. Соответственно, при обнаружении проблем с кузовом в лист вносится соответствующая пометка, влияющая на конечную цену или ограничивающая участие автомобиля в торгах. Единой общедоступной базы данных не существует, она и не требуется из-за специфики продажи. Перед покупкой требуется проанализировать оценочный лист, в котором будут указаны все видимые недочеты – следы ржавчины, сколы или царапины, вторично окрашенные элементы. Случаи продажи на аукционах восстановленных после мелких ДТП автомобилей возможны, ремонт заключается в замене поврежденных деталей, что никак не влияет на дальнейшую эксплуатацию.
США
В США законодательство не ограничивает сбор и предоставление информации об авариях. По этой причине в США существует несколько сервисов, предлагающих платную выгрузку подробных отчетов по истории автомобиля, эксплуатировавшего на территории страны. В большинстве случаев для выгрузки отчета требуется ввести VIN и регистрационный номер автомобиля, цена запроса варьируется в пределах нескольких десятков долларов. Основной сложностью в реалиях 2025 г. станет оплата услуг, с другой стороны – человеку для покупки машины в Северной Америке так или иначе придется находить способ перевода денег за автомобиль и оплату услуг доставки до порта.
Примерами американских сервисов являются сайты AutoCheck, NICB, Clearvin или VinAudit. В отчете помимо перечня зарегистрированных аварий будет дополнительная информация – количество владельцев, пробег, нахождение автомобиля в розыске на территории США. Также в открытом доступе находятся сведения о попадании автомобиля в экстремальные ситуации – ураганы, наводнения и т.д. Существуют и другие сайты, предоставляющие основные сведения об автомобиле и важные факты из истории эксплуатации.
Основные возможности сервисов на примере ресурса Clearvin:
- Проверка подлинности пробега, корректировка одометра не является российским изобретением. При официальном обслуживании данные о пробеге фиксируются в базах данных, а также поступают из других источников.
- Проверка на наличие ограничений или иных проблем – автомобиль из США может оказаться в залоге, что не позволит новому владельцу вывезти машину за пределы страны до момента погашения долгов и снятия ограничений.
- Проверка на количество продаж по объявлениям на различных ресурсах. Не исключено, что автомобиль перепродается из-за наличия проблем, являющихся следствием ремонта после серьезного ДТП. В отчете будет указана дата продажи и цена, также приводится сводка по средней стоимости автомобиля на вторичном рынке. Почти всегда будут доступны фото, показывающие состояние машины на момент реализации.
- Проверка на участие в отзывных кампаниях – важная информация, на которую не все обращают внимание. В случае выявленных проблем автомобили могут отзываться для замены бракованных или потенциально неисправных деталей или агрегатов. Если автомобиль прошел отзыв за пределами РФ, то проблем быть не должно. Если машина попадет в РФ без участия в отзывной акции, то выполнить замену в России будет сложно, а точнее – невозможно из-за отсутствия официальных дилеров.
- Проверка на участие в аукционе аварийных автомобилей. В США при продаже такой машины делается запись в базе агентства NMVTIS. Информация поступает в обязательном порядке и указывает на пребывание автомобиля в аварийном состоянии, а если продажей занимается страховая компания, то машина является субъектом страхового случая. В отчете указывается площадка, которая занималась реализацией аварийного автомобиля. Само наличие записи в NMVTIS снимает все вопросы о состоянии автомобиля – восстановить аварийный экземпляр в первозданном состоянии практически невозможно.
- Проверка на наличие повреждений в ДТП или в результате стихийного бедствия. В отчете указываются основные дефекты и причины возникновения. Также приводится смета ремонта, по сумме можно примерно судить о тяжести повреждений. В базу NMVTIS попадают сведения об автомобилях, пострадавших в результате стихийных бедствий или актов вандализма.
Таким образом, в отчете будет исчерпывающая информация о прошлом автомобиля. Практически все сервисы формируют отчет за несколько минут – покупатель может оперативно получать информацию. Например, при общении продавец может предлагать несколько вариантов автомобилей, красочно расписывая преимущества. Быстрая проверка покажет прошлое машин и позволит сформировать правильное впечатление о продавце. Не нужно думать, что обман при продаже машин является только российской проблемой – нечистые на руку продавцы есть в любой стране.
Российские сервисы
С середины весны 2023 г. «Автотека», один из крупнейших российских сервисов по проверке автомобилей, запустил новую функцию опроса данных о ДТП в ряде стран Европы и Северной Америки. Основной смысл проверки – определить факт продажи машины на аукционах годных остатков, являющихся основным источником автомобилей для последующего восстановления. Для получения данных достаточно ввести VIN автомобиля, который предполагается к покупке. Конечно, нельзя исключать риск передачи потенциальному покупателю подменного номера от машины, соответствующей по цвету и модели продаваемому экземпляру.
Основной проблемой сервиса является ограниченный перечень стран, по которым ведется проверка. Расширение списка под вопросом, поскольку в ряде государств Европы сведения о ДТП являются закрытой информацией.