Вафельная разметка на дороге: зачем она нужна и чем опасна

Вафельная разметка на дороге: зачем она нужна и чем опасна

Понятие диагональной, вафельной разметки или вафельницы (одно из сленговых обозначений) появилось в российских ПДД сравнительно недавно – поправки были внесены осенью 2017 г. Но в Москве в рамках эксперимента рисунок стали наносить еще в 2015 г. Новый вид разметки с граничной каймой и внутренними диагональными линиями желтого цвета, перекрещивающимися под прямым углом, получил номер 1.26. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL

Назначение

Маркировка введена для обозначения перекрестков, оснащенных светофорами, но являющихся местом образования пробок. Причина банальна – автомобили выезжают на зеленый свет на перекресток и вынуждены останавливаться из-за затора, образовавшегося на дороге после перекрестка. Вафельная разметка призвана указать водителю на запрет выезда на перекресток при наличии пробки на проезжей части.
Основной причиной ввода диагональной разметки стали проблемы с движением общественного транспорта в крупных городах. Автобусы или троллейбусы имеют большие габариты, что ухудшает маневренность. В результате блокировки перекрестков перпендикулярным потоком, транспорт движется с опозданиями. Именно такое обоснование выдвинул ЦОДД, но часть водителей считает появление диагональной разметки очередным способом пополнения бюджета.

Нюансы использования

Вафельная разметка не запрещает водителям поворот в обе стороны или разворот (если перед перекрестком не установлены соответствующие знаки). Для обозначения разметки введен знак 1.35, но допускается нанесение рисунка на дорогу и без предупредительного знака. Знак должен располагаться на границе перекрестка либо на расстоянии 30 м до пересечения дорог. Знак без разметки не используется. Вафельный рисунок может применяться на классических перекрестках с двумя дорогами, а также на сложных развязках с большим числом пересекающихся проезжих частей.

Как фиксируется нарушение проезда

Если водитель, видя затор и желтую разметку на дороге, выезжает на перекресток и не успевает его покинуть до момента переключения светофора, то он создает помеху участникам движения, которые начинают ехать по перпендикулярной траектории. Фиксация осуществляется автоматической камерой – причем нарушением считается нахождение на любом участке разметки после включения запрещающего сигнала светофора (даже если автомобиль выступает на 20-30 см и не мешает перпендикулярному потоку).

Сумма штрафа

Нарушение требований вафельной разметки оговаривается частью 1 статьи 12.13, касающейся правил проезда перекрестков. Наказание за выезд на частично заблокированный перекресток и последующую блокировку перпендикулярного потока введено давно. Но без установки камер и четкого обозначения границ зоны нарушения оштрафовать водителей было сложно. Сумма штрафа по состоянию на май 2023 г. составляет 1000 руб., возможна скидка 50% при оплате в течение 20 суток после фиксации нарушения и выписки постановления.

Распространенность 

Вафельную разметку впервые использовали на нагруженных перекрестках в Москве, позднее к опытной эксплуатации присоединились Санкт-Петербург, Казань и ряд крупных городов. Но для большинства населенных пунктов России разметка так и не добралась. Одной из причин является необходимость установки и настройки оборудования для автоматической фиксации нарушения.

Допускается ли остановка автомобиля на разметке?

Автоматическая система фиксации отслеживает передвижение автомобиля, при его остановке на разметке на более чем 5 секунд (даже при разрешающем проезд сигнале) или нахождении в зоне разметки после включения красного сигнала светофора – в этих случаях фиксируется нарушение. Штраф не выписывается только в случаях, когда водитель пропускает встречный поток или пешеходов при повороте либо развороте. Также важным условием является начало маневра на зеленый сигнал светофора.

Проезд перекрестка с вафельной разметкой

Если водитель знает о наличии разметки на перекрестке, видит ее или знак, то необходимо:
  • Оценить плотность потока перед автомобилем. Если попутные машины замедляются или видно, что они стоят за перекрестком, то рекомендуется остановиться до границы разметки. Но нельзя исключать и форс-мажорные ситуации – бодро движущийся поток может резко остановиться из-за аварии или другой проблемы на проезжей части. В этом случае водители, не успевшие проехать перекресток после переключения светофора, получат штраф.
  • Оценить время пересечения перекрестка с учетом его габаритов, плотности попутного потока и скорости автомобиля. Если красный сигнал застает машину на разметке, то камера автоматически фиксирует нарушение (и неважно, что автомобиль не создал проблем перпендикулярному потоку).
Правила проезда перекрестка с вафельной разметкой не несут ничего нового, кроме ввода 5-секундного лимита на остановку при сохранении прямолинейного движения. Водитель обязан оценивать дорожную ситуацию и не допускать выезда на заблокированное пересечение дорог. Это требование существовало в ПДД и ранее, разметка только позволила ввести систему фиксации нарушений с помощью камер.

Оспаривание штрафа

Водитель вправе опротестовать выписанный штраф на протяжении 10 суток с момента выдачи постановления (не получения уведомления, а именно – регистрации факта нарушения). Процедура оформления жалобы стандартна, при наличии записей с видеорегистратора шанс отмены штрафа увеличивается. Рассмотрение заявления занимает до 10 суток.

Негативные моменты

После появления диагональной разметки в Москве автомобилисты отметили ряд моментов:
  1. Отключение таймера обратного отсчета, позволяющего водителю ориентироваться при проезде перекрестка. Причиной является постоянное изменение алгоритма работы светофоров по командам из Центра управления транспортной системой.
  2. Ускорение переключения зеленого и красного сигнала (зачастую с исключением желтого) на светофоре.
Наличие разметки приводит к стремлению водителей как можно быстрее проехать перекресток. В результате увеличивается время ожидания для машин, которым требуется развернуться. Изначально водители опасались штрафа за остановку на разметке при ожидании «окна» для разворота, но в правила было внесено такое допущение. В теории, введение вафельной разметки должно было повысить пропускную способность на 15-80%. На практике – водители вынуждены заранее останавливаться на светофоре и замедлять поток.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?