Что лучше: механика или автомат

Что лучше: механика или автомат

Автоматические коробки передач прочно вошли в нашу жизнь, доказав свою надёжность и эффективность. Но классические МКПП ещё рано окончательно списывать со счетов. Оба типа трансмиссии имеют свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Приобретая автомобиль, следует заранее определиться — какой вариант комплектации предпочтительнее именно для вас. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Конструктивные отличия

Прежде чем вдаваться в подробности и рассуждать о достоинствах и недостатках — целесообразно ознакомиться с особенностями устройства механических и автоматических коробок передач. Хотя бы надо иметь общее представление о том, как работают и из чего состоят агрегаты, отвечающие за передачу и изменение крутящего момента, что поможет лучше разобраться в тонкостях обсуждаемой темы. 

Механика

Конструкция этого узла окончательно сформировалась около 80 лет назад. Вне зависимости от количества передач, в МКПП присутствуют:
  1. Первичный вал, на шлицах которого установлен выжимной диск (или диски) сцепления.
  2. Косозубые шестерни, объединённые в блоки с промежуточными валами.
  3. Синхронизаторы.
  4. Механизм переключения — состоящий из вилок, направляющих и фиксаторов.
  5. Селектор (кулиса), отвечающий за приведение в действие механизма переключения.
  6. Вторичный вал.
  7. Опорные подшипники.
  8. Картер, заполненный трансмиссионным маслом.
За исключением нейтрального положения, шестерни МКПП жёстко соединяют первичный и вторичный валы, обеспечивая передачу крутящего момента. Выжимая сцепление и воздействуя на расположенный в салоне автомобиля рычаг, водитель приводит в движение селектор и самостоятельно выбирает оптимальные, с его точки зрения, режимы работы механизма. 

Автомат

Несколько иначе устроена классическая АКПП. У неё тоже есть заполненный маслом картер, первичный и вторичный валы, подшипники и косозубые шестерни. Но, кроме всего перечисленного, присутствуют:
  • Гидротрансформатор, обеспечивающий плавное изменение крутящего момента.
  • Планетарные передачи с разными параметрами.
  • Пакеты фрикционов, задача которых синхронизировать и блокировать планетарные передачи.
  • Гидравлические и электронные датчики.
За работу всей этой машинерии отвечает автоматический блок управления, перенаправляющий гидравлические потоки. Именно он, а не водитель, решает — на какую ступень следует перейти, учитывая скорость движения и характер нагрузок.

Достоинства и недостатки автомата

Безусловно, автоматическая трансмиссия существенно упрощает процесс управления транспортным средством. При передвижении на автомобиле, оборудованном АКПП, нет необходимости:
  • постоянно выжимать педаль сцепления;
  • манипулировать рычагом селектора;
  • думать о выборе передачи, подходящей для конкретного режима движения.
Все функции переключения чуткая автоматика берёт на себя. Это особенно удобно при движении в пробках. Агрегаты, разработанные для машин повышенной проходимости — обеспечивают безопасное подтормаживание на подъёмах и спусках.
С точки зрения недостаточно опытного или просто ленивого водителя, АКПП предпочтительнее. Однако в жизни ничего не бывает даром, и за получаемые преимущества приходится расплачиваться:
  1. Дополнительным весом и размерами. Это связано с большим количеством деталей, присутствующих в конструкции автоматической коробки передач. Один бублик гидротрансформатора занимает много места и вмещает около литра трансмиссионного масла.
  2. Ростом эксплуатационных расходов. Периодичность обслуживания, включающего замену рабочей жидкости и масляного фильтра, составляет 50 – 60 тыс. км.
  3. Увеличением расхода топлива и ухудшением динамических характеристик. Даже в идеальных условиях КПД гидротрансформатора не превышает 97%, а на практике находится в пределах 70 – 80%.
В случае поломки АКПП, за устранение неисправностей приходится платить в 2 – 3 раза дороже, чем за ремонт МКПП. При этом обслуживание должно производиться только специалистами, знакомыми с особенностями устройства трансмиссии определённой модели и марки. Кроме того, автоматические коробки передач не любят высокие нагрузки. Резкие старты с места и длительные пробуксовки им противопоказаны, поскольку становятся причиной стремительного износа фрикционов.
Автомат требователен к качеству расходных материалов. В него можно заливать только те трансмиссионные жидкости, характеристики которых соответствуют требованиям производителя техники. Завести машину, оснащённую АКПП, с толчка не получится. А ещё, что бы там ни утверждали дутые эксперты — неисправный автомобиль с автоматической коробкой передач нельзя буксировать ни на тросе, ни на жёсткой сцепке. Поэтому, если в дороге возникли проблемы, и нет возможности добраться до сервисного центра своим ходом — нужно обязательно вызывать эвакуатор. Это обойдётся дешевле, чем ремонт убитой в процессе буксировки трансмиссии.

Лучшие производители АКПП

Далеко не все компании, занимающиеся выпуском автомобилей, изготавливают собственные агрегаты. Некоторые предпочитают закупать продукцию известных фирм с хорошей репутацией. 
В списке авторитетных брендов:
  • ZF (Zahnrad Fabrik). Присутствующий на автомобильном рынке с 1915 года, немецкий концерн поставляет свою продукцию на конвейеры многих производителей техники. Его агрегаты славятся эффективностью и высокими эксплуатационными характеристиками. 

  • JATCO. В рейтингах надёжности модели АКПП выпущенные под маркой Jatco, занимают самые высокие места. Акционерами японской фирмы, существующей с 1943 года — являются такие известные автопроизводители, как Nissan, Mitsubishi и Suzuki. 
  • AISIN. Прямой конкурент Jatco. AISIN Ltd находится, хотя и не напрямую, под контролем компании Toyota. Доля автоматических коробок передач составляет 43% от общего объёма выпускаемой продукции. 
  • BORGWARNER. Американский лидер в сфере производства компонентов трансмиссии для легковых автомобилей и коммерческой техники. Большинство машин, произведённых в США, комплектуются АКПП, изготовленных на предприятиях BorgWarner.
  • ALLISON. Ещё одна американская фирма, штаб-квартира которой находится в Индианаполисе, специализируется на проектировании и выпуске автоматических трансмиссий для коммерческого транспорта. 

Это проверенные временем компании, поставляющие на рынок уже готовые технические решения или разрабатывающие агрегаты с учётом пожеланий заказчиков. С их продукцией приходится иметь дело большинству автомобилистов. 

Достоинства и недостатки механики

Несмотря на известные преимущества АКПП, хорошо подготовленные водители с практическим складом ума, как правило, отдают предпочтение механическим коробкам передач. В этом нет ничего удивительного, поскольку в списке достоинств МКПП:
  1. Низкие массогабаритные характеристики. Тут всё дело в конструктивной простоте. Количество деталей, по сравнению с автоматом, в 2 – 3 раза меньше.
  2. Хорошая ремонтопригодность. При наличии запасных частей устранить неисправности можно в большинстве сервисных центров.
  3. Способность, без потери ресурса, длительное время выдерживать значительные нагрузки
  4. Лёгкость обслуживания. Для долива или замены трансмиссионного масла не требуются сложные инструменты и особые навыки.
  5. Высокий КПД. Он составляет 98 – 99%, что благоприятно сказывается на расходе топлива и динамических характеристиках автомобиля.
При одинаковом качестве изготовления и прочих равных условиях — механика надёжнее автомата, а её ремонт и обслуживание обходятся дешевле.
Это то, что лежит на поверхности. Но есть у механической трансмиссии и не столь очевидные достоинства. Некоторые преимущества могут реализовать на практике только водители, получившие хорошую профессиональную подготовку. В некоторых ситуациях, например, при совершении обгона — оказывается очень полезной возможность самостоятельно выбирать передачу. Однако для принятия правильного решения, требуются знание особенностей конструкции автомобиля — и разумеется, большой стаж вождения.
В опытных руках классическая механика оказывается вне конкуренции на бездорожье, позволяя преодолевать препятствия, справится с которыми машинам, оснащённым АКПП — не под силу. При должном умении удаётся выбраться из непролазной грязи, используя эффект раскачки. Это когда, быстро переключая передачи, автомобиль заставляют двигаться то вперёд, то назад. Автомату такие манипуляции противопоказаны.
Машину с МКПП можно заводить с толчка или буксировать, без риска повредить трансмиссию. Это имеет особое значение для автомобилистов, эксплуатирующих технику в регионах, где расстояние до ближайших сервисных центров измеряется десятками, а иногда и сотнями тысяч километров.
Это всё плюсы. Что до минусов, то главным из них является необходимость постоянно выжимать сцепление и самостоятельно переключать передачи. В определённых ситуациях это создаёт немалые проблемы:
  • на улицах крупных городов, особенно в часы пик, когда приходится постоянно дёргаться в пробках;
  • во время работы рейсового транспорта, постоянно разгоняющегося и замедляющегося при движении между остановками.
В некоторых случаях нагрузки, испытываемые при этом водителем, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний сердечнососудистой и опорно-двигательной систем.

Заключение

На этом, пожалуй, можно остановиться. Все прочие достоинства и недостатки автоматических и механических коробок передач не принципиальные, а конструктивные. Не имеет значения, каким вариантом трансмиссии оснащён автомобиль, если ответственный узел спроектирован и изготовлен плохо. 
Однозначного ответа на вопрос, что лучше, механика или автомат, не существует. Всё дело в профессиональном уровне подготовки водителя и конкретных условиях эксплуатации транспортного средства. 
Практика показывает, что выбор в пользу АКПП стоит сделать:
  • начинающим автомобилистам, не освоившим в полной мере навыки управления транспортным средством;
  • автовладельцам, большую часть времени эксплуатирующим технику в пределах крупных населённых пунктов или на сильно загруженных дорогах;
  • водителям рейсовых автобусов и маршрутных такси, стремящимся снизить рабочие нагрузки.
По результатам проведённого анализа напрашивается вывод, что машины, оснащённые МКПП, имеет смысл предпочесть:
  • жителям отдалённых регионов, где есть проблемы с ремонтом и техобслуживанием;
  • тем, кто намеревается путешествовать на значительные расстояния, особенно по просёлочным дорогам и бездорожью;
  • любителям активной езды, уверенным в том, что они способны выбирать правильные передачи лучше всякой автоматики.
Впрочем, это довольно субъективные выводы. Ведь психология у людей разная, а предпочтения могут со временем меняться. 

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?