Параллельный импорт запчастей

Параллельный импорт запчастей

Сложившаяся в настоящее время политическая ситуация оказывает влияние на экономику многих стран. Происходящее вынуждает рынки государств спешно менять сформировавшиеся за последние десятилетия правила игры. Не является исключением и находящаяся под давлением санкций Россия.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Можно ли купить машину на материнский капитал и стоит ли это делать Можно ли купить машину на материнский капитал и стоит ли это делать
В стремлении защитить потребителей, министерство промышленности и торговли Российской Федерации приняло решение разрешить продажу некоторых товаров с использованием схемы параллельного импорта. Эти изменения коснулись как автомобилей, так и необходимых для ремонта и обслуживания транспортных средств запасных частей.

Не все автомобилисты сумели быстро разобраться, что же это такое, параллельный импорт. Отсутствие информации рождает слухи и кривотолки. Цель данного материала – разъяснить причины и следствия происходящего. Надеемся, что автомобилисты, ознакомившиеся с содержанием статьи, сумеют сделать правильные выводы.

Зачем это нужно?

С того момента, как в 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), наша страна играла по установленным этой организацией правилам. Организуя поставку запчастей на российский рынок, продавцы предварительно получали от производителей и правообладателей закупаемых товаров документально заверенные разрешения. По заверениям технических и экономических экспертов, это было необходимо для двух вещей:
  • сокращения доли контрафактной продукции, попадающей на рынок;
  • повышения уровня безопасности при эксплуатации транспортных средств на протяжении гарантийного срока и после его окончания.
Разумеется, при соблюдении действующих нормативов ВТО у производителей и правообладателей товаров появлялась возможность получать с продажи запасных частей дополнительную прибыль.
В некоторых случаях при ремонте и обслуживании автомобилей допускалось использование аналогов. К примеру, не возникало проблем при установке неоригинальных масляных или воздушных фильтров, щёток стеклоочистителей, прокладок и сальников. Однако лишь при условии, что применение подобных комплектующих одобрено производителем техники.
Худо-бедно эта система работала, но перестала нормально функционировать в тот момент, когда по собственной воле или под давлением политического руководства стран, некоторые компании решили уйти с российского рынка и прекратить выдачу соответствующих разрешений. Среди вероятных последствий подобных действий можно выделить:
Прекращение гарантийного обслуживания автомобилей, уже находящихся в эксплуатации. Увы, это так. Для многих дилеров отсутствие оригинальных компонентов станет поводом, по крайней мере, формальным, снять машины с гарантии.
Возникновение проблем с безопасной эксплуатацией транспортных средств, передвигающихся по дорогам нашей страны. При этом в крайне невыгодном положении окажутся владельцы техники, для которой не выпускаются неоригинальные комплектующие.
Невозможность соблюдения требований ОСАГО и других вариантов страхования при выполнении ремонта автомобилей, получивших повреждения в ДТП.
Эти последствия затрагивают интересы не только владельцев легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Сложности, возникшие при эксплуатации автобусов и грузовых машин, неизбежно отразятся на экономике страны в целом. Замедлятся, а то и вовсе остановятся, пассажиропотоки. Увеличится стоимость перевозки товаров, что неизбежно, приведёт к росту оптовых и розничных цен. Избежать этого, по крайней мере в теории, позволяет параллельный импорт запчастей.

Смысл вносимых изменений

По мнению чиновников Минпромторга, а также ряда независимых экспертов, принимаемые меры позволят стабилизировать ситуацию. Отныне для ввоза на территорию страны и продажи автомобильных деталей и комплектующих, нет необходимости получать разрешения производителей и правообладателей. Правда, речь идёт не обо всех категориях оригинальных запасных частей, а только о продукции фирм, официально заявивших о прекращении своей деятельности в России.
Нет смысла перечислять бренды, вошедшие в утверждённый министерством промышленности и торговли РФ перечень. Этот документ уже неоднократно расширялся и судя по всему, в него и далее будут вноситься дополнения. Однако в него не входят производители и правообладатели, не прекратившие, а лишь временно приостановившие свою деятельность. Ознакомиться с актуальным списком можно на сайте Минпромторга.
В настоящее время, при использовании схемы параллельного импорта, для продающих автомобильные запасные части на территории РФ организаций, нет необходимости получать разрешения производителей и правообладателей. Товары можно приобретать у любых поставщиков. Правда, при их ввозе в страну необходимо, как и ранее, платить таможенную пошлину. С точки зрения идеологов концепции, такой механизм реализации обеспечит:
  • насыщение рынка оригинальными комплектующими;
  • соблюдение норм гарантийного обслуживания;
  • обеспечение требований, предъявляемых к ремонту, выполняемому страховыми компаниями;
  • поддержание необходимого уровня безопасной эксплуатации автотранспорта.
Намерения, безусловно, благие. Однако некоторые специалисты считают, что на пути реализация этих замыслов скрываются подводные камни.

Прогнозируемые риски

Мнения экспертов разделились. Одни целиком и полностью поддерживают новую инициативу. Другие заняли выжидательную позицию. Есть, разумеется, и скептики, считающие, что параллельный импорт не позволит восполнить недостаток оригинальных автозапчастей в полном объёме. Последние аргументируют свою позицию несколькими доводами:
  1. Далеко не все иностранные продавцы оригинальных деталей и узлов захотят портить отношения с производителями и правообладателями. На некоторых поставщиков будет оказываться политическое и экономическое давление. 
  2. Многие из тех, кто рискнёт сотрудничать с российскими компаниями, осуществляющими закупки по схеме параллельного импорта, не упустят возможности воспользоваться ситуацией и увеличить прибыль за счёт поднятия цен. Расплачиваться за это придётся российским автовладельцам.
  3. Контролировать качество поставляемой продукции станет очень сложно. А отказ от строгой системы сертификации будет способствовать наплыву контрафактных товаров, которых в нашей стране и без того хватает.

Чьи предположения верны, покажет время. В любом случае оставлять всё так, как есть — не лучшее решение. Приветствуются любые действия, направленные на исправление возникшей ситуации.
Нельзя не отметить, что разработанный Минпромторгом механизм параллельного импорта вряд ли можно считать совершенным. Дело в том, что в настоящее время речь идёт только об оригинальных комплектующих. Но велика вероятность того, что с российского рынка уйдут и некоторые производители неоригинальных запчастей. Так могут поступить выпускающие качественную продукцию бренды, принадлежащие европейским и американским компаниям. Это приведёт к сокращению имеющегося в магазинах ассортимента.
Бороться с образованием торгового вакуума необходимо хотя бы для того, чтобы избежать стремительного скачка цен. Ведь в России, где города и сёла нередко удалены друг от друга на десятки, а то и сотни километров — увеличение расходов на эксплуатацию транспорта приведёт к увеличению стоимости всех без исключения товаров. Остаётся надеяться, что это будет учтено при составлении новых, расширенных списков товаров, которые можно будет завозить, используя схему параллельного импорта.

Заключение

В действительности, серьёзных проблем с ввозом и реализацией запасных частей, приобретённых без разрешения производителей и правообладателей, в России не было и раньше. Законодательством не предусматривалось наказание за реализацию неофициально приобретённых товаров. Так что указы министерства промышленности и торговли РФ, по сути, лишь окончательно узаконивают сложившуюся ситуацию, исключая возможность инициации судебных разбирательств. 
Нельзя сказать, что это идеальный выход из создавшегося положения. Тем не менее хочется верить, что принятые меры принесут желаемые плоды, приведя к диверсификации каналов поставок необходимых комплектующих. В противном случае транспортная независимость России окажется под угрозой.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?